3 июня 2020 г.



О предоставлении кредитов под 2% организациями и ИП на возобновление деятельности




Вопрос. У нас вопрос по постановлению Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности". 

В данном постановлении прописана процедура получения банками субсидии на выдачу кредита заемщикам, подпадающим под условия пунктов 9 - 10 под 2% на базовый срок с возможностью дальнейшего списания кредита и процентов по нему при соблюдении определенных пунктом 12 условий. Условиями списания кредита является сохранение численности сотрудников не ниже 80%. Кредит выдается на выплату заработной платы и исчисляется исходя из численности сотрудников на 1 июня 2020 гю по СЗВ-М. Но в СЗВ-М учитываются все сотрудники предприятия, в том числе и находящиеся в декретном отпуске, в отпуске по уходу за ребенком, на больничном в конце концов. Предприятие им в данном периоде может вообще не перечислять заработную плату или не перечислять в определенном месяце из этого периода. Но средства на этих сотрудников фактически будут получены. Какая ответственность возникает у предприятия перед кредитором в данном случае, если кредитные средства получаются из расчета всех сотрудников, а выплаты заработной платы производятся за исключением вышеперечисленных случаев? Каким образом будет отслеживаться суммы выплат и к каким последствиям это может привести? 

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696 утверждены Правила предоставления субсидий российским банкам на возмещение недополученных банками доходов по кредитам, выданным в 2020 году организациями и ИП на возобновление деятельности (далее – Правила). Согласно пункту 5 Правил под возобновлением деятельности понимаются "документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика, ВКЛЮЧАЯ выплату заработной платы работникам заемщика в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором... за исключением выплаты дивидендов... благотворительности". Таким образом, Правилами не предусмотрено, что весь кредит расходуется на заработную плату. Закрытого перечня расходов Правила также не содержат. При этом они не позволяют расходовать кредит на благотворительность в отношении работника, а также не позволяют расходовать кредит на заработную плату работнику, в размере, превышающем размер, предусмотренный трудовым договором. Поскольку трудовым договором не может быть предусмотрено начисление заработной платы за периоды, когда работник не исполняет трудовую функцию, то у организации нет ни возможности, ни обязанности начислять заработную плату интересующим вас категориям работников. Поэтому и ответственности за такую невыплату заработной платы, на наш взгляд, быть не может. 
Ответственность заемщика перед банком должна быть оговорена в кредитном договоре, с условиями которого заемщику нужно внимательно ознакомиться. Согласно подпункту "з" пункта 9 Правил кредитный договор может предусматривать штрафные санкции в случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора.
Из содержания подпунта "в" пункта 12 и пункта 24 Правил следует, что сведения о заработной плате работников заемщика и о застрахованных в ПФР лицах будут доступны банку на информационном сервисе ФНС России.
Администрирование соблюдения заемщиком нормы подпункта "в" пункта 12 Правил о том, что средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения не может быть менее МРОТ, на наш взгляд, не должно принципиально отличаться от уже существующего администрирования соблюдения работодателем нормы части третьей статьи 133 ТК РФ о том, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, не может быть ниже МРОТ. При этом нужно учитывать, что в подпункте "в" пункта 12 Правил речь идет о средней заработной плате, а ее расчет согласно пункту 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922, производится из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени. При этом нормами подпунктов "б" и "е" пункта 5 этого же Положения из расчетного периода исключается время, когда работник получал пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам или находился в отпуске по уходу за ребенком. Полностью исключить риски, связанные с применением на практике нормы подпункта "в" пункта 12 Правил, мы не можем, однако, на наш взгляд, такие риски невелики.
Обращаем внимание, что в настоящее время мы не располагаем официальными разъяснениями уполномоченных органов по интересующим вас вопросам, а высказанная позиция является нашим экспертным мнением.
 
Ответ подготовлен на основании следующих материалов:
 
Абзац четвертый пункта 5, пункт 8, подпункт "з" пункта 9, подпункт "в" пункта 12, пункт 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 г. N 696:
"5... "возобновление деятельности" - документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности заемщика, включая выплату заработной платы работникам заемщика в размере, не превышающем размер, предусмотренный трудовым договором, платежей по процентам и по основному долгу по кредитным договорам (соглашениям), заключенным в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке", либо в рамках Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости", за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, благотворительности...
8. Заемщик самостоятельно выбирает получателя субсидии для получения кредита. Получатель субсидии рассматривает возможность предоставления кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми получателем субсидии.
Получатель субсидии определяет стандартную процентную ставку на период погашения по кредитному договору (соглашению) в соответствии с правилами и процедурами, принятыми у получателя субсидии.
9. Субсидия по процентной ставке получателю субсидии предоставляется при соблюдении следующих условий...
з) кредитный договор (соглашение) не предусматривает взимания с заемщика комиссий, сборов и иных платежей в течение базового периода кредитного договора (соглашения), периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), за исключением штрафных санкций, в случае неисполнения заемщиком условий кредитного договора (соглашения)"...
12. Субсидия по списанию предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий:...
в) средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда...
24. Максимальная сумма кредитного договора (соглашения) определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и базового периода по кредитному договору (соглашению).
Расчетный размер оплаты труда определяется как сумма минимального размера оплаты труда с выплатой районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате с учетом выплат страховых взносов в соответствующие фонды в размере 30 процентов.
Численность работников заемщика, а также размеры надбавок и доплат, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера определяются получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил.
Доступ получателей субсидии к информационному сервису Федеральной налоговой службы осуществляется в порядке, размещаемом на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
 
Возможно, будут полезны материалы, содержащие дополнительную информацию по тематике вопроса:
"Как получить кредит на возобновление деятельности? Поддержка бизнеса в период пандемии" (подготовлено экспертами компании "Гарант", май 2020 г.);
"Меры государственной поддержки бизнеса и граждан в период пандемии COVID-19" (подготовлено экспертами компании "Гарант", 2020 г.).