ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
17 июля 2020 г. ВЫПУСК № 28 (725)



Вести для Юриста Вести для Бухгалтера Вести для Каждого Архив Вестей

ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 203-ФЗ

"О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

 

В заявлении, представляемом в регистрирующий орган для госрегистрации ликвидации организации, должно быть подтверждено, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для увольняемых в связи с ликвидацией работников.

Закон вступает в силу по истечении тридцати дней после даты опубликования.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 16 июля 2020 г. N 155.

 

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 210-ФЗ

"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации"

 

Если сотрудник увольняется из-за ликвидации компании, то он получает выходное пособие и за ним сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более 2 месяцев (с зачетом выходного пособия). Однако, по мнению Конституционного Суда РФ, право на получение среднего заработка за второй месяц не может быть реализовано, если организация ликвидирована ранее, чем у работника возникло такое право.

Устанавливается, что работодатель обязан выплатить сотруднику средний заработок за второй месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

Если сотрудник в течение 14 дней с даты увольнения обратился в службу занятости и не нашел работу в течение 2 месяцев, то работодатель должен будет выплатить средний заработок за третий месяц или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.

Взамен выплат среднего заработка за период трудоустройства работодатель сможет выплатить единовременную компенсацию в размере двукратного среднего заработка. Если средний заработок за второй месяц уже был перечислен работнику, то компенсация выплачивается с зачетом этой суммы.

Закрепляется срок, в течение которого сотрудник вправе обратиться к работодателю за выплатой среднего заработка за период трудоустройства.

Аналогичные правила предусматриваются для районов Крайнего Севера и приравненных местностей. При этом сохраняется период выплаты среднего заработка (до 6 месяцев со дня увольнения).

В любом случае средний заработок за период трудоустройства и (или) компенсация должны быть выплачены до завершения ликвидации.

Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после опубликования.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 16 июля 2020 г. N 155.

 

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 206-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания"

 

Скорректированы Законы о соцпомощи, об обращении лекарств и об основах охраны здоровья.

Со дня опубликования поправок Правительство вправе установить особенности ввода в оборот лекарств, произведенных в период с 1 июля по 1 октября 2020 г. Импортные лекарства (за некоторым исключением), произведенные до 1 октября 2020 г., можно будет до конца года ввозить без нанесения средств идентификации в порядке, установленном Правительством. Эти нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2020 г.

С сентября 2020 г. в России разрешается обращение медизделий, зарегистрированных в нашей стране в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС.

Прочие поправки вступают в силу с 1 января 2021 г.

В частности, создадут федеральный регистр граждан, имеющих право на лекарства, медизделия и лечебное питание с оплатой из федерального и региональных бюджетов. Установлен перечень включаемых в него сведений. Правила ведения регистра определит Правительство.

Лекарства, которые полагаются отдельным категориям граждан в рамках госсоцпомощи, будут назначать в объеме не менее предусмотренного перечнем ЖНВЛП. Соответственно, Правительство больше не будет устанавливать перечень ОНЛС.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 16 июля 2020 г. N 155.

 

Постановление Правительства РФ от 11 июля 2020 г. N 1032

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

 

Правительство уточнило меры поддержки для социально ориентированных НКО, а также НКО, в наибольшей степени пострадавших от пандемии COVID-19, включенных в соответствующие реестры. Поправки касаются предоставления таким организациям отсрочки по арендным и налоговым платежам, страховым взносам.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 июля 2020 г.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 г. N 17

"О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"

 

Судебные акты по административному делу в кассационном порядке могут обжаловать не только лица, которые подавали апелляционную жалобу/представление, но и другие участники процесса. Такое право есть и у лиц, не привлеченных к участию в деле, если их права и интересы были затронуты или нарушены судебным актом. В интересах последних кассационное представление может быть принесено прокурором.

Уполномоченный по правам человека вправе ходатайствовать о проверке судебного акта, независимо от участия в деле.

Обращение в кассационный суд возможно, если судебный акт был обжалован в апелляционном порядке. Однако лица, не привлеченные к участию в деле, вправе обратиться в кассацию и в том случае, если судебный не обжаловался в апелляции.

Определение о восстановлении пропущенного срока можно обжаловать отдельно от основного судебного акта.

Жалобы могут быть поданы непосредственно в кассацию, если кассационное производство уже возбуждено по жалобе другого лица.

В числе уважительных причин пропуска срока на обжалование ВС указал введение режима повышенной готовности или ЧС.

К жалобам больше не требуется прилагать надлежаще заверенные копии судебных актов.

В судебном заседании суд вправе огласить лишь резолютивную часть кассационного определения, разъяснив, когда и где можно ознакомиться с мотивированным определением.

Прежние разъяснения пленума ВС по указанному вопросу больше не применяются.

 

Приказ Минтруда России от 22 апреля 2020 г. N 211н

"Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах"

 

В связи с изменениями законодательства Минтруд разработал новую инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах. Она заменит инструкцию 2016 г.

Так, с 2020 г. страхователи должны представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности своих работников. Появилась новая составная часть индивидуального лицевого счета - раздел "сведения о трудовой деятельности".

Зарегистрирован в Минюсте России 15 июля 2020 г., N 58956.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 июля 2020 г.

 

Приказ Минтруда России от 25 июня 2020 г. N 372н

"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2020 года"

 

Минтруд определил прожиточный минимум в целом по России за I квартал 2020 г. На душу населения его величина составляет 10 843 руб., для трудоспособного населения - 11 731 руб., для пенсионеров - 8 944 руб., для детей - 10 721 руб.

Зарегистрирован в Минюсте России 14 июля 2020 г., N 58939.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 июля 2020 г.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2020 г. N 18

"О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19"

 

Отменена обязательная двухнедельная изоляция лиц, прибывающих в Россию. Вместо этого наши граждане в течение 3 календарных дней с даты возвращения на родину должны будут пройти обследование на COVID-19 (методом ПЦР).

Что касается иностранцев, то они должны предъявить отрицательный результат теста на коронавирус, полученный не ранее чем за 3 календарных дня до прибытия в Россию, а также подтвердить выявление антител (по возможности). При отсутствии медсправки иностранный гражданин должен обследоваться на COVID-19 методом ПЦР в течение 3 календарных дней на территории РФ.

При ухудшении состояния либо при положительном результате теста на коронавирус лицо должно изолироваться по месту жительства (пребывания) до момента выздоровления и получения отрицательных результатов теста на COVID-19.

Постановление вступает в силу с 15 июля 2020 г.

Зарегистрировано в Минюсте России 13 июля 2020 г., N 58912.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 июля 2020 г. N 21

"О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19"

 

14-дневная изоляция распространяется только на лиц, вернувшихся в Россию вывозными международными рейсами. Иностранцы и апатриды также должны соблюдать самоизоляцию со дня прибытия в Россию.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте России 15 июля 2020 г., N 58945.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 июля 2020 г.

 

Приказ Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. N 21н

"О Порядке казначейского обслуживания"

 

Установлен порядок казначейского обслуживания бюджетов, бюджетных поступлений, операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, средствами бюджетных и автономных учреждений, операций со средствами юрлиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями. Такое обслуживание обеспечивают территориальные органы Федерального казначейства.

Указано, какие виды распоряжений о совершении казначейских платежей представляют в территориальные органы ФК прямые участники системы казначейских платежей при казначейском обслуживании.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

Зарегистрирован в Минюсте России 13 июля 2020 г., N 58914.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2020 г.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2020 г. N 35-П

"По делу о проверке конституционности части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Р.М. Четыза"

 

Конституционный Суд РФ предписал уточнить срок на подачу иска о компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением.

Госслужащий успешно оспорил приказ об отчислении из Академии ФСИН, и его восстановили в должности курсанта. Затем он потребовал компенсации морального вреда, причиненного незаконным отчислением, но ему было отказано в связи с пропуском установленного ТК РФ трехмесячного срока на обращение в суд. По мнению суда, этот срок начинает течь, как и по основному спору, со дня незаконного отчисления. Следовательно, подавать такой иск надо было одновременно с основным.

Конституционный Суд РФ с этим не согласился. Работник/госслужащий вправе обратиться с отдельным иском уже после разрешения основного спора. Но оспариваемая норма фактически приводит к тому, что на этот момент удовлетворение второго иска становится невозможным, что нарушает право заявителя на судебную защиту. Спорная норма ТК РФ противоречит Конституции РФ, поскольку неопределенность в исчислении спорного срока - это конституционно значимый пробел. Законодателю предписано устранить его.

Впредь до внесения изменений трехмесячный срок на обращение в суд следует исчислять с момента вступления в законную силу решения суда, которым были восстановлены права заявителя. Судебные решения по его делу подлежат пересмотру после внесения изменений в закон.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 июля 2020 г.

 

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 189-ФЗ

"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"

 

Урегулированы вопросы утверждения и исполнения социального заказа. Определен порядок отбора исполнителей. Предусмотрено оформление социальных сертификатов на получение государственной (муниципальной) услуги.

Если по результатам отбора исполнителем услуг становится государственное (муниципальное) учреждение, созданное публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган, то такому учреждению утверждается государственное (муниципальное) задание. Заключается соглашение о предоставлении субсидии.

Прописаны права и обязанности потребителей, уполномоченных органов.

Федеральный закон вступает в силу в отдельных регионах, перечень которых утверждается Правительством РФ, с 1 сентября 2020 г. и действует до 1 января 2025 г.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 17 июля 2020 г. 156.

 

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. 202-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

При прекращении договора участия в долевом строительстве гражданин вправе вернуть использованный маткапитал. Прописан порядок возврата маткапитала при выплате возмещения или расторжения договора счета эскроу.

Закреплена процедура передачи Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями в случае выплаты возмещения участникам строительства. Урегулированы вопросы реализации имущества.

Уточнен порядок определения рыночной стоимости при выплате возмещения участникам долевого строительства. Будет применяться показатель на дату, которая не может быть более чем на 3 месяца ранее даты принятия решения о возмещении.

Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений. Определены особенности применения новых норм.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 16 июля 2020 г. 155.

 

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 200-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статьи 24 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

 

На отсрочку от призыва на военную службу могут рассчитывать граждане, имеющие ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 22 (а не 26) недель.

Право на досрочное увольнение с военной службы получили женщины с детьми в возрасте до 16 лет, а также женщины со сроком беременности не менее 22 недель.

Отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации представили гражданам, имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении 3 детей в возрасте до 16 лет.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 16 июля 2020 г. 155.

 

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 201-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих"

 

При безвозмездной передаче жилья военным право собственности будут регистрировать на основании выписок из соответствующих решений.

При согласии военного и членов его семьи они смогут получить жилье площадью меньше предусмотренного законодательством норматива, но не менее учетной нормы площади в соответствующем населенном пункте.

Нуждающиеся в жилье члены семей военных, погибших (умерших) в период прохождения службы, будут обеспечиваться им независимо от общей продолжительности такой службы.

Поправки вступают в силу со дня опубликования.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 16 июля 2020 г. 155.

 

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 209-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"

 

Получить гражданство без соблюдения условия о сроке проживания в России смогут все иностранцы, у которых есть совершеннолетние дееспособные дети - граждане России. Сейчас эта норма касается только нетрудоспособных иностранцев.

Также в упрощенном порядке гражданство смогут получить дети (по заявлению родителей, опекунов, попечителей, руководителя российской организации, в которую помещен ребенок), которым исполнилось 18 лет в период рассмотрения заявления.

У приобретающих гражданство будут брать отпечатки пальцев.

Поправки вступают в силу по истечении 90 дней после опубликования.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 15 июля 2020 г. 153.

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 г. N 18

"О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией"

 

Незаконное пересечение границы признается оконченным преступлением с момента фактического пересечения границы независимо от места и способа.

Организация незаконной миграции считается оконченной с того момента, когда виновник умышленно создал иностранцам условия для такой миграции, независимо от того, совершили они конкретные действия или нет. При этом неважно, были ли привлечены мигранты к ответственности. Если организатор миграции сам незаконно пересек госграницу (например, как проводник), то он отвечает по двум преступлениям.

Собственник или наниматель жилого помещения, представитель организации, в которой работают иностранцы, могут нести ответственность, если они представили в регистрирующий орган заведомо ложные сведения или знали об иных препятствиях для постановки мигрантов на учет.

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2020 г. N 34-П

"По делу о проверке конституционности части второй статьи 313 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой администрации муниципального образования город Мурманск"

 

Суд обязал городскую администрацию охранять квартиру осужденного, пока он отбывает наказание в колонии. Администрация не смогла оспорить это решение в суде, после чего обратилась в Конституционный Суд РФ. По мнению властей, охрана имущества осужденных не входит в их полномочия и не финансируется. Спорная норма УПК не имеет однозначного толкования, а суды применяют ее по-разному и возлагают соответствующие обязанности на различные госорганы или управляющие компании, что нарушает конституционное равенство всех перед законом и судом.

Конституционный Суд согласился с тем, что спорная норма противоречит Конституции РФ. При этом имеющийся в законе пробел нельзя устранить истолкованием, поскольку норма не позволяет определить конкретные меры по охране жилища, обязанных субъектов и источники финансирования. Федеральному законодателю надлежит решить эти вопросы. Конституционный Суд перечислил органы, которые должны принимать соответствующие меры до тех пор, пока законодатель не внесет нужные изменения и дополнения в правовое регулирование. Судебные решения по делу заявителя подлежат пересмотру.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г.

ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 204-ФЗ

"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

 

В целях налога на прибыль для банков к безнадежным решено по 31 декабря 2021 г. отнести списанные долги по субсидируемым кредитам, предоставленным в 2020 г. бизнесу на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости.

Уточнены правила признания доходов и расходов по кредитам при методе начисления.

Участники СЭЗ в Крыму могут применять пониженные тарифы страховых взносов, если они получили статус участника до 1 января 2018 г.

Установлено, что участники, получившие статус начиная с 1 января 2018 г., применяют пониженные тарифы с 1 января 2020 г., а участники, получившие статус начиная с 1 января 2020 г., - с месяца, следующего за месяцем получения статуса.

Поправки вступают в силу со дня опубликования. Установлены сроки действия отдельных норм.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 16 июля 2020 г. N 155.

 

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 191-ФЗ

"О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"

 

От НДС освобождены государственные и муниципальные услуги в социальной сфере, оказываемые в рамках государственного или муниципального социального заказа.

Это позволит создать равные условия налогообложения при оказании таких услуг для госучреждений и негосударственных социально-ориентированных организаций.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 16 июля 2020 г. N 155.

 

Приказ ФНС России от 10 февраля 2020 г. N ЕД-7-8/85@

"Об утверждении перечня документов (информации) об имуществе, имущественных правах и обязательствах организации (индивидуального предпринимателя) - налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации"

 

С 1 апреля 2020 г. действуют поправки к НК РФ об особенностях взыскания недоимки в сумме от 1 млн руб. с банковских счетов, а также за счет электронных денежных средств.

Если решение о взыскании недоимки не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия, то инспекция вправе истребовать у налогоплательщика документы о его имуществе, имущественных правах и обязательствах. При непредставлении запрашиваемой информации инспекция вправе ее истребовать у иных лиц, которые располагают необходимыми данными.

ФНС утвердила перечень документов (информации), которые могут истребованы.

Зарегистрирован в Минюсте России 15 июля 2020 г., N 58947.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 июля 2020 г.

 

Приказ ФНС России от 9 июня 2020 г. N ЕД-7-14/376@

"Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах"

 

Заново установлены формы, форматы и правила заполнения документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах.

Новая форма заявления о постановке на учет в связи с открытием счета в банке применяется со дня опубликования, прочие формы - с 1 августа 2020 г.

Формы, форматы и правила 2012 г. признаны утратившими силу.

Зарегистрирован в Минюсте России 14 июля 2020 г., N 58925.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 июля 2020 г.

 

Письмо ФНС России от 10 июля 2020 г. N БС-4-19/11234@

 

В начале июля Правительство РФ утвердило порядок предоставления единоразовой безвозмездной субсидии для частичной компенсации затрат, связанных с мероприятиями по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Претендовать на субсидию могут малые и средние предприятия, работающие в сфере бытовых услуг, общественного питания, спорта, гостиничного бизнеса, дополнительного образования, а также социально ориентированные НКО в сфере образования и соцуслуг. Для получения субсидии необходимо подать заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 года (включительно).

В связи с этим ФНС направила Порядок работы с Заявлениями на предоставление субсидии, информирования о факте перечисления субсидии или об отказе в предоставлении субсидии на бумажном носителе (вместе с блок-схемой процесса обработки заявлений).

Заявление может быть представлено в налоговый орган в электронной форме по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (индивидуального предпринимателя) или в виде почтового отправления.

 

Информация Минфина России от 15 июля 2020 г. N ПЗ-14/2020

"О практике формирования в бухгалтерском учете информации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции"

 

Минфин обобщил отдельные вопросы бухгалтерского учета, связанные с деятельностью организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В частности:

1) В качестве расходов по обычным видам деятельности подлежат учету расходы на оплату услуг:

- по проведению тестирования работников на наличие коронавирусной инфекции и иммунитет к ней;

- по дезинфекции рабочих помещений;

- по обеспечению связи с работниками, осуществляющими работу удаленно;

- по доставке работников, осуществляющих работу на своих рабочих местах, до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности в связи с распространением коронавируса.

2) В составе прочих расходов (счет 91) учитываются:

- заработная плата работникам за время нерабочих дней и соответствующие отчисления на социальные нужды;

- оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с коронавирусной инфекцией;

- штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.;

- расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации (невозмещенная оплата проезда к месту командировки и обратно, бронирования гостиницы, услуг, др.);

- расходы на благотворительность (перечисление денежных средств лицам, пострадавшим в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; приобретение для медицинских учреждений специализированного оборудования и иного имущества для выявления и лечения новой коронавирусной инфекции; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, др.).

3) Средства индивидуальной защиты (маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, др.), санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления (дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы, др.), медицинские изделия для диагностики и лечения (аптечки, тесты, др.), дезинфицирующие средства (если такие объекты не подлежат бухгалтерскому учету в качестве основных средств) учитываются в качестве МПЗ в соответствии с ПБУ 5/01.

4) Медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособления учитываются в качестве ОС согласно ПБУ 6/01.

5) Права на программные средства, приобретение (создание) которых связано с условиями работы в сложной эпидемиологической ситуации (если такие объекты подлежат бухгалтерскому учету в качестве НМА) учитываются в соответствии с ПБУ 14/2007.

6) Формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в форме субсидий, бюджетных кредитов и иных формах, осуществляется коммерческими организациями в соответствии с ПБУ 13/2000.

7) Сумма, на которую организация освобождена от обязанности уплатить налог на прибыль за II квартал 2020 год, относится в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль, признаваемого в соответствии с ПБУ 18/02. Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99.

 

Вопрос – ответ

 

В соответствии с ПБУ 5/01 расходы на содержание складских хозяйств (заработная плата кладовщиков, коммунальные платежи и т.п.), содержание отдела снабжения относятся на транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Списание ТЗР на себестоимость (дебет 20, 23, 25, 26...) производится пропорционально фактической стоимости материалов исходя из соотношения: (ТЗР на начало месяца + ТЗР текущего месяца) / остаток счета 10 на начало месяца + поступление материалов текущего месяца на счета учета затрат, за списанными материалами. Согласно ФСБУ 5 расходы на хранение запасов не включаются в себестоимость.

Каков порядок отражения в учете вышеперечисленных расходов с 2021 г.?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Порядок отнесения затрат на содержание складских хозяйств организации в рассматриваемом случае следует осуществлять в зависимости от того, для какого операционного цикла решается задача хранения запасов: для подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), когда запасы выступают частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).

В первом случае затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения могут включатся в себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, во втором - в себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.

 

Обоснование позиции:

В соответствии с частью 1 ст. 23 и частью 11 ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пп. 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 - 2021 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2019 N 83н, Минфин России утвердил Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019) (приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н, далее - Приказ N 180н). ФСБУ 5/2019 применяется в обязательном порядке с 2021 года (п. 2 Приказа N 180н). Организация может принять решение о применении ФСБУ 5/2019 до указанного срока. При этом с 1 января 2021 г. признаются утратившими силу ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев. Список таких активов в ФСБУ 5/2019 значительно расширен и конкретизирован. Запасами, в частности, являются:

а) сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;

б) инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами;

в) готовая продукция (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством), предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации;

г) товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации;

д) готовая продукция, товары, переданные другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от их продажи;

е) затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи (далее вместе - незавершенное производство). Организация может вести обособленный учет полуфабрикатов собственного производства в порядке, установленном для учета готовой продукции;

ж) объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации;

з) объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации.

Для целей бухгалтерского учета запасы подлежат классификации по видам исходя из их предназначения на каждом этапе операционного цикла организации (п. 7 ФСБУ 5/2019).

Согласно п. 9 ФСБУ 5/2019 запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019.

Нормами ФСБУ 5/2019 закреплены разные правила учета для объектов незавершенного производства и готовой продукции и для остальных видов запасов организации. При этом нормами ФСБУ 5/2019 предусмотрено, что в бухгалтерском учете формируется:

- себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции,

- себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.

Так, согласно п. 10 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования.

Кроме того, в фактическую себестоимость запасов включаются суммы и затраты, перечисленные в п. 11 ФСБУ 5/2019*(1), в том числе затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования) (пп. "б" п. 11 ФСБУ 5/2019). На этом основании полагаем, что затраты на содержание отдела снабжения, относимые организацией в состав транспортно-заготовительных расходов в настоящее время, с 01.01.2021 также возможно будет относить в фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции.

Применительно к рассматриваемой ситуации отметим, что согласно пп. "в" п. 18 ФСБУ 5/2019 расходы на хранение запасов в себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов не включаются, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или обусловлено условиями приобретения (создания) запасов.

То есть если в данном случае содержание складских хозяйств является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или обусловлено условиями приобретения (создания) запасов, то затраты на содержание складских хозяйств можно включать непосредственно в себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов. При этом допускаем, что списание на себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов возможно по такому же принципу, который используется организацией в настоящий момент в отношении списания рассматриваемых в вопросе затрат в составе транспортно-заготовительных расходов.

В свою очередь, в силу п. 23 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. К таким затратам относятся:

а) материальные затраты;

б) затраты на оплату труда;

в) отчисления на социальные нужды;

г) амортизация;

д) прочие затраты.

На основании п. 24 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые затраты), и затраты, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты). При этом классификация затрат на прямые и косвенные определяется организацией самостоятельно.

Согласно п. 26 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции не включаются в том числе:

- затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины) (пп. "а" п. 26 ФСБУ 5/2019);

- управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (пп. "г" п. 26 ФСБУ 5/2019);

- расходы на хранение, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) (пп. "д" п. 26 ФСБУ 5/2019);

- иные затраты, осуществление которых не является необходимым для осуществления производства продукции, выполнения работ, оказания услуг (пп. "ж" п. 26 ФСБУ 5/2019).

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации затраты на содержание складских хозяйств являются частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то такие затраты возможно непосредственно включать в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.

С учетом изложенного можно сделать следующий вывод: порядок отнесения затрат на содержание складских хозяйств организации следует осуществлять в зависимости от того, для какого операционного цикла решается задача хранения запасов: для подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), когда запасы выступают частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).

В первом случае затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения будут включатся в себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, во втором - в себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.

 

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Вопрос: Организацией применяется общая система налогообложения. Отдел материально-технического снабжения приобретает товарно-материальные ценности, часть из которых является сырьем. Своего транспорта у организации нет. Вся доставка осуществляется сторонними перевозчиками. Отдел занимается заключением договоров и контролем. Заработная плата отдела отражается с использованием счета 26 "Общехозяйственные расходы". Аудитор рекомендовал в целях более детального формирования себестоимости производства относить часть затрат по оплате труда сотрудников отдела на стоимость приобретенных ими ТМЦ. Необходимо ли зарплату отдела распределять: на счет 10, счет 08, счет 15? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2010 г.)

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Графкин Олег

 

Ответ прошел контроль качества

 

2 июля 2020 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

------------------------------

*(1) Для целей ФСБУ 5/2019 затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с приобретением (созданием) запасов (второе предложение п. 10 ФСБУ 5/2019). Не считается затратами предварительная оплата поставщику (подрядчику) до момента исполнения им своих договорных обязанностей предоставления запасов, выполнения работ, оказания услуг.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"

 

Материалы прессы

 

  • Файл на время чумы. Как организовать электронный документооборот в период пандемии (Т. Бурсулая, газета "Финансовая газета", N 24, июнь 2020 г.)
  • Особенности налоговой разгрузки. Как правильно оптимизировать НДС (Е. Шестакова, газета "Финансовая газета", N 23, июнь 2020 г.)
  • Перевозка с нулевой ставкой (А.В. Анищенко, журнал "НДС: проблемы и решения", N 6, июнь 2020 г.)
  • Начисление НДС на авансовые платежи (М.Ю. Иванов, журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 3, май-июнь 2020 г.)
  • Коронавирус как форс-мажор и причина не исполнять обязательства (А.В. Макаров, журнал "БУХ.1С", N 6, июнь 2020 г.)
  • Комментарий к Федеральному закону от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Е.В. Натырова, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 12, июнь 2020 г.)
  • Начало отсчета срока давности по налоговым санкциям (О. Митрич, журнал "Практический бухгалтерский учет", N 6, июнь 2020 г.)
  • Обязательная маркировка товаров (Е. Петров, журнал "Практический бухгалтерский учет", N 5, 6, май, июнь 2020 г.)
  • Комментарий к письму Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 13 мая 2020 г. N 24-23/3/080514@ (Е.В. Чимидова, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 12, июнь 2020 г.)
  • Увольнительные отношения. Как вести себя с персоналом в условиях кризиса (Л. Фомина, газета "Финансовая газета", N 24, июнь 2020 г.)
  • Поправки к НК РФ в целях снижения налоговой нагрузки (Е.П. Зобова, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 6, июнь 2020 г.)
  • Сверка расчетов с налоговой: новый порядок (Т.В. Спицына, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 6, июнь 2020 г.)
  • О праве ИФНС определять сумму налога расчетным путем (О.Ю. Поздышева, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 6, июнь 2020 г.)
  • ФНС пояснила, как рассчитать страховые взносы в 2020 году (Е.А. Логинова, журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2020 г.)
  • Налоговая база по НДФЛ: как формировать? (С.П. Данченко, журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2020 г.)

 

Информационный блок "Библиотека консультаций. Кадры"

 

  • Вводный инструктаж по охране труда (журнал "Культура безопасности труда", N 6, июнь 2020 г.)
  • Оценка рисков от "А" до "Я". Часть 2. Какие рабочие места оценивать? Кто это должен делать? И самое главное - как? (Р. Ушаков, журнал "Культура безопасности труда", N 6, июнь 2020 г.)
  • Об отпусках муниципальных служащих (С.В. Манохова, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2020 г.)
  • Какие стимулирующие выплаты полагаются медперсоналу, работающему с пациентами с COVID-19? (журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2020 г.)
  • Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 N 601 "Об утверждении временных правил работы вахтовым методом" (А.О. Егорова, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2020 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения. В бухгалтерском и налоговом учете организации в 2013-2016 годах допущены ошибки в виде непроведенной реализации товаров, в виде задвоенной реализации товаров, в виде неотражения приобретения товаров и услуг. Организация работала во все периоды с прибылью и уплачивала налоги. В текущем периоде также будет получена прибыль. Каков порядок исправления допущенных ошибок?(ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
  • Вопрос: Если работник не подал работодателю до 31.12.2020 заявление о переходе на предоставление сведений о трудовой деятельности в электронном виде, вправе ли он подать такое заявление после 31.12.2020? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
  • Вопрос: Поставщик заключает с покупателями рамочные договоры. Товары поставляются по заявкам. Иногда перед покупателями образуется задолженность (в связи с тем, например, что на момент отгрузки покупателю предоставляется скидка или на момент отгрузки часть оплаченного товара отсутствует на складе и т.п.). В рамочном договоре есть пункт, согласно которому "при наличии неизменной в течение 3 (трех) месяцев задолженности в пользу покупателя, образовавшейся в результате ошибочного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика, или изменения в меньшую сторону стоимости отгрузки от изначально запланированного поставщик вправе по своему усмотрению без согласия покупателя на основании заверенного сторонами Акта сверки взаимных расчетов, погасить задолженность покупателю". Можно ли на основания этого пункта возвращать деньги покупателям без согласия и письма? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
  • Вопрос: Подотчетному лицу (сотруднику) автономного медицинского учреждения необходимо возместить денежные средства за материальные ценности, купленные за собственные наличные средства. Как правильно в бухгалтерском учете отразить данную хозяйственную ситуацию? Какие документы необходимо оформить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
  • Вопрос: Учреждение производит возмещение расходов своим сотрудникам на тестирование на COVID-19. Работники учреждения представляют в бухгалтерию чеки и другие документы, подтверждающие несение расходов на тестирование. Необходимо ли удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы на возмещаемые суммы? Есть ли постановления Кабинета Министров Республики Татарстан либо другие законодательные акты, регламентирующие необходимость проведения тестирования сотрудников, и по осуществлению расходов на профилактику коронавирусной инфекции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)

ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Обзор судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

(утвержден Президиумом Верховного Суда РФ, июль 2020 г.)

 

Анализ судебной практики показал, что к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица привлекались чаще коммерческие организации. В большинстве случаев деньги передавались за непривлечение к ответственности, содействие в заключении госконтрактов, отказ от участия в торгах, неприменение мер принудительного исполнения.

Статья применяется, если гражданин представляет организацию в силу закона, устава или доверенности, связан с ней трудовыми, договорными отношениями или действует по указанию, с ведома или одобрения лиц, действующих от организации. Суды должны доказывать заинтересованность организации в таких действиях, за которые переданы, предложены или обещаны вознаграждение, услуги или имущественные права.

Не освобождает организацию от ответственности как отсутствие обвинительного приговора в отношении действовавшего от ее имени гражданина, так и, наоборот, привлечение его к уголовной ответственности за взятку или коммерческий подкуп.

 

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 196-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Уточнены некоторые вопросы деятельности ломбардов, кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций. Поправки в т. ч. предусматривают:

- процедуру допуска ломбардов на финансовый рынок и ведения их госреестра;

- особенности выдачи ломбардами займов;

- возможность для ломбардов сдавать в аренду (субаренду) недвижимость, вести деятельность банковского платежного агента;

- новые требования к кредитным потребкооперативам (в части указания в наименовании слова "кредитный", раскрытия информации о деятельности и др.);

- изменение правил использования словосочетаний "микрофинансовая компания" или "микрокредитная компания".

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2020 г., в "Российской газете" от 16 июля 2020 г. N 155.

 

Вопрос – ответ

 

Вопрос. Мы производим и продаем пищевую продукцию. Пытаемся заключить смешанный договор перевозки и доставки груза и оказания услуг по перевозке груза. В договоре в части ответственности мы бы хотели указать условие о том, что если груз не принят грузополучателем по вине исполнителя (перевозчика), то такой груз мы не принимаем обратно, и его стоимость подлежит возмещению исполнителем, а также подлежат возмещению исполнителем все штрафы, выставленные нам грузополучателем, так как это все наши прямые убытки, возникшие по вине исполнителя.

Груз – эта наша пищевая продукция, ее срок годности составляет от 30 до 60 дней. Часто эта продукция упаковывается в уникальную для конкретного грузополучателя упаковку: упаковка продукции для одного грузополучателя не подходит для всех других. Переупаковывать или перерабатывать нашу продукцию у нас возможности нет.

Не противоречит ли такое условие российскому законодательству?

 

Ответ. Если собственником груза является грузоотправитель, то именно он несет как бремя содержания принадлежащего ему имущества, так и риски, связанные с ухудшением его состояния в связи с небольшим остаточным сроком годности груза (статьи 210 и 211 ГК РФ). Поэтому, на наш взгляд, условие о праве грузоотправителя не принимать обратно груз, собственником которого он является, будет неправомерным. Право собственности грузоотправителя не перейдет к исполнителю в связи с привлечением исполнителя к гражданско-правовой ответственности, а такого вида ответственности, как принудительный внедоговорный переход права собственности на груз к исполнителю, гражданское законодательство не содержит. Следует отметить, что нам не удалось обнаружить правоприменительную практику, где бы оценивалась законность аналогичного условия. Все вышеизложенное является нашим экспертным мнением, которое основано на информации, содержащейся в вопросе, и не может в полной мере учитывать все фактические обстоятельства. Окончательное решение по этому вопросу может вынести только суд, исходя из условий конкретного договора и фактических обстоятельств, связанных с его исполнением.

Что касается условия о возмещении исполнителем убытков, возникших у грузоотправителя по вине исполнителя, то такое условие является правомерным (статья 15 ГК РФ).

 

Ответ подготовлен на основании следующего:

 

"Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества..." (пункт 2 статьи 218 ГК РФ).

 

"Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором" (статья 210 ГК РФ).

 

"Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором" (статья 211 ГК РФ).

 

"...Возмещение ущерба является универсальной мерой гражданско-правовой ответственности (п. 1 ст. 15, п.п. 1, 2 ст. 393 ГК РФ) и не отнесено ГК РФ и действующим законодательством к сделкам об отчуждении имущества. ...У перевозчика может возникнуть право собственности на имущество... (на годные остатки такого имущества) и за повреждение которого перевозчик возместил ущерб, только на основании какой-либо сделки (например на основании договора купли-продажи) с грузоотправителем*(2). Считаем целесообразным обратить Ваше внимание на то, что если перевозчик возместил ущерб за поврежденный товар в размере, превышающем размеры, указанные в п. 2 ст. 796 ГК РФ, ч.ч. 5, 7 ст. 34 УАТ, то на стороне лица, получившего возмещение ущерба, будет иметь место неосновательное обогащение за счет перевозчика" (из ответа на "Вопрос: При перевозке перевозчиком был поврежден груз, принадлежащий на праве собственности заказчику. Имущество, перевозившееся в качестве груза, вероятно, подлежало восстановлению, однако перевозчик на основании претензии грузоотправителя принял решение возместить стоимость груза в полном объеме (без НДС). Перевозчик требует передать поврежденный груз ему. Переходит ли в этом случае на основании закона право собственности на поврежденный груз от заказчика к перевозчику, если в договоре перевозки нет условия о переходе права собственности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2017 г.)).

 

"...Грузоотправитель имеет право на возмещение убытков (вне зависимости от того, указано ли на эту возможность в договоре перевозки) в размере уплаченной грузоотправителем (поставщиком) по договору поставки договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю: в рассматриваемой ситуации - 10% от стоимости товара" (из ответа на "Вопрос: По условиям договора поставки поставщик в случае просрочки поставки товара выплачивает штраф - 10% от стоимости товара. По договору перевозки между поставщиком и нанятым им перевозчиком перевозчик обязан уплатить штраф за опоздание на разгрузку. Также в этом договоре предусмотрена регрессная ответственность перевозчика за все расходы поставщика, причиненные недостачей, повреждением или утратой груза, в том числе документально подтвержденные убытки, предъявленные поставщику от контрагентов. Теперь поставщик на основании пункта о возмещении всех убытков требует от перевозчика по регрессу выплатить эти же 10%. Правомерны ли требования поставщика?" (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)).

 

"При взыскании убытков в судебном порядке... должен будет доказать их наличие, размер и причинно-следственную связь между поведением перевозчика и возникновением убытков в размере стоимости испорченного (просроченного) груза (смотрите п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7)"  (из ответа на "Вопрос: Между ООО и ИП был заключен договор перевозки от 19.03.2019 на сумму 2 649 446,40 руб. Сроком окончания выполнения работ по договору определено 30.03.2020. Первую часть товара ИП доставил 21.01.2020 и потребовал частичную оплату за проделанную работу. Исполняющим обязанности генерального директора было подписано дополнительное соглашение с ИП о проведении расчетов частями по факту выполнения доставки. При приеме первой части товара выяснилось, что большая часть товара переморожена или просрочена. В настоящее время ИП удерживает груз, требуя оплаты за первую часть привезенного груза. Законны ли его действия? Какие действия должно предпринять ООО?" (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)).

 

"ООО... не являясь собственником товара, не несет никаких рисков, связанных с истечением/невыполнением требований покупателей по срокам годности товаров..." (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2018 г. N 09АП-55768/18).

 

Возможно, Вам также будут полезны следующие материалы, содержащиеся в системе ГАРАНТ:

 

"Энциклопедия решений. Ответственность перевозчика за нарушение обязательств по перевозке грузов";

 

"Позиции высших судов. Транспортная экспедиция. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции. (Ст. 803 ГК)";

 

"Энциклопедия судебной практики. Транспортная экспедиция. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции (Ст. 803 ГК)";

 

"Вопрос: Между предприятием и ООО заключен контракт на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Согласно заявке исполнитель должен был перевезти товарно-материальные ценности в два населенных пункта. При перевозке груза во второй населенный пункт у исполнителя сломалась машина. Он передал обязанности по перевозке груза третьим лицам. Груз был утерян. Возбуждено уголовное дело. В ходе реализации своих прав с исполнителя были взысканы штраф и пени за просрочку обязательств. На данный момент груз не поставлен в адрес заказчика, предприятие намерено обратиться в суд. Какие санкции могут быть применены к исполнителю?" (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.): "В силу п. 1 ст. 6 Закона N 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Законом N 87-ФЗ, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 ГК РФ и Законом N 87-ФЗ (смотрите также ст. 803 ГК РФ). В частности, из положений п. 1 ст. 7 Закона N 87-ФЗ следует, что экспедитор несет ответственность в виде возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза, в том случае, если на него возложена обязательство по доставке груза (смотрите также п. 8 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом ВС РФ 20.12.2017).

В п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26 указывается, что, поскольку в силу условий каждого конкретного договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться, на основании абзаца первого ст. 803 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Закона N 87-ФЗ суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение. При этом суд разъясняет, что экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании п. 2 ст. 6 и ст. 7 Закона N 87-ФЗ, если он:

1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо

2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее - договорный перевозчик).

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае контракт содержит условие об исполнении обязательств исполнителем лично и экспедитор принял груз от своего имени, у заказчика есть право требовать возмещения экспедитором убытков (ущерба), вызванных утратой груза";

 

постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2016 г. N Ф04-4409/16 по делу N А46-13143/2015: "Письмом от 18.06.2015 N 62 общество "ВелесТранс" уведомило общество "Птицефабрика Боровская" об отказе грузополучателя принимать товар и просило решить вопрос о возврате непринятого груза обратно грузоотправителю.

Общество "Птицефабрика Боровская" письмом от 26.06.2015 N 828/20 выразило согласие на принятие поврежденного груза при условии возмещения издержек, связанных с удовлетворением возможных претензий со стороны общества "Тандер" и расходов за упаковку, разбраковку и переработку груза.

Письмом от 26.06.2015 N 66 общество "ВелесТранс" предложило предпринимателю осуществить возврат груза обществу "Птицефабрика Боровская", в ответ на которое ответчик сообщил об утилизации груза (яйца) 30.06.2015 (письмо от 01.07.2015).

Общество "Птицефабрика Боровская" направило обществу "ВелесТранс" претензию от 10.07.2015 N 880/15 с требованием о возмещении убытков, причиненных повреждением товара, в сумме 517 558 руб. 40 коп., которая была удовлетворена обществом "ВелесТранс" подписанием соглашения о частичном прекращении взаимных обязательств зачетом встречных требований от 12.10.2015 и перечислением денежных средств (платежные поручения от 11.11.2015 N 590, от 16.11.2015 N 595).

Полагая, что в результате ненадлежащего оказания услуг по перевозке груза причинены убытки, общество "ВелесТранс" обратилось в суд с настоящим иском к предпринимателю";

 

постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 февраля 2016 г. N Ф08-9209/15 по делу N А63-1713/2014: "ООО... обратилось в Арбитражный суд... с иском к индивидуальному предпринимателю ...об обратном взыскании уплаченных 40 тыс. рублей стоимости услуг экспедитора, 92 728 рублей 74 копеек убытков, причиненных утратой груза и 91 тыс. рублей штрафа за просрочку доставки груза, начисленного...

Решением от 27.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2014, иск удовлетворен. Судебные инстанции исходили из того, что ответчик не доставил принятый к перевозке груз грузополучателю. Основания для освобождения предпринимателя от ответственности за утрату груза отсутствуют. ... В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление в части взыскания убытков и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что принятый к перевозке груз доставлен грузополучателю (ЗАО "Торговый дом "Перекресток"... своевременно. Торговый дом отказался от приемки груза, что подтверждается актом от 12.11.2013. Груз находился на складе в г. Ульяновске, однако, несмотря на неоднократные извещения, истец не принимал мер к его востребованию. Судебные инстанции не учли, что ответчик не мог осуществить возврат груза без соответствующих товарно-сопроводительных документов, которые общество не предоставило. Груз в течение года находился на хранении ИП Времина В.В. и по истечению срока годности был уничтожен".

Дата подготовки ответа: 16 июля 2020 г.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека юриста"

 

Книги

 

Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (постатейный; издание четвертое, переработанное и дополненное). - "Деловой двор", 2020 г.

Книга представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону "О государственном оборонном заказе". Подробно рассмотрены процедуры формирования, утверждения и размещения гособоронзаказа, основные права и обязанности государственного заказчика, головного исполнителя и исполнителя, государственное регулирование цен на продукцию по гособоронзаказу, осуществление контроля (надзора) в сфере гособоронзаказа, ответственность за нарушение правовых норм в сфере гособоронзаказа.

 

Боголюбов С.А., Горохов Д.Б., Кичигин Н.В., Мельник Т.Е., Минина Е.Л., Пономарев М.В., Сиваков Д.О., Хлуденева Н.И., Шуплецова Ю.И. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (постатейный) (отв. ред. к.ю.н. Д.Б. Горохов). - "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ООО "Юридическая фирма Контракт", 2020 г.

Принятие Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положило начало осуществлению правового регулирования обращения с животными, основанному на принципах гуманности и нравственности на всей территории нашей страны. Упомянутый Федеральный закон распространяет свое действие на отношения по содержанию, использованию и охране домашних животных, в том числе безнадзорных (животных без владельца), служебных животных, а также животных, использующихся при проведении культурно-зрелищных мероприятий (в частности, цирковых, зоопарковых). В книге проанализированы нормы изданных в соответствии с рассматриваемым законом подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих его применение, показаны системные взаимосвязи комментируемых положений Федерального закона с другими законодательными и нормативными правовыми актами, приводятся примеры судебной и другой правоприменительной практики. Представлен обзор зарубежного законодательства, регулирующего общественные отношения в области обращения с животными.

 

Материалы прессы

 

  • Договор залога по всем долгам (П.А. Астапенко, журнал "Вестник экономического правосудия", N 3, март 2020 г.)
  • Майнинг криптовалюты в России и в мире: понятие и правовое регулирование (М.А. Егорова, А.В. Белицкая, журнал "Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", N 4, апрель 2020 г.)
  • Сведения, полученные с помощью полиграфа, как недопустимые доказательства в гражданском и административном судопроизводстве Российской Федерации (П.Д. Шкурова, М.М. Зубович, Е.Г. Томбулова, журнал "Сибирское юридическое обозрение", N 1, январь-март 2020 г.)
  • Законное представительство в гражданском процессе: некоторые проблемы теории и практики (А.Т. Таирова, журнал "Законодательство", N 5, май 2020 г.)
  • Юридическая помощь: вопросы и ответы. Выпуск IV (журнал "Библиотечка "Российской газеты", выпуск 11, июнь 2020 г.)
  • Защита прав человека в области биомедицинских экспериментальных исследований (Е.А. Хапсирокова, журнал "Законодательство", N 5, май 2020 г.)
  • Боль и страдания в странах общего права. Прейскурант или судебная дискреция? (С.Л. Будылин, журнал "Вестник экономического правосудия", N 3, март 2020 г.)
  • "Гильотина" в теории административного правосудия (Т.В. Федорова, журнал "Гражданин и право", N 5, май 2020 г.)

АРХИВ Выпусков