ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
30 апреля 2020 г. ВЫПУСК № 17 (714)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Обзор
по отдельным вопросам судебной практики,
связанным с применением законодательства и мер по противодействию
распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) N 2
(утвержден
Президиумом Верховного Суда РФ
30 апреля 2020 г.)
Верховный
Суд РФ указал, что его разъяснения судам от 21 апреля 2020 г. о
применении
законодательства и ограничительных мер в связи с коронавирусом
распространяются и на нерабочие дни с 6 по 8 мая 2020 года.
Уточнено,
как определять начало льготного периода, во время которого заемщик при
снижении
его дохода более чем на 30% может просить кредитора о приостановлении
исполнения его обязательств по займу или ипотеке. Снижение дохода
предполагается,
но если доказано иное, то кредитор вправе отказать в отсрочке.
Арендодатель
по просьбе арендатора обязан заключить допсоглашение об отсрочке
арендной платы
с начала введения в регионе режима ЧС и до 1 октября 2020 г. Если
арендатор
занят в наиболее пострадавших отраслях экономики, арендодатель сам
должен
информировать арендатора о его праве на отсрочку. В свою очередь он
вправе
доказывать, что арендатор в действительности не пострадал от
ограничений.
С
6 апреля до 1 января 2021 года установлен мораторий на взыскание
неустоек за
просрочку коммунальных платежей как с управляющих компаний, так и с
жильцов.
Заявления
кредиторов о признании должника банкротом в период моратория
арбитражный суд
должен возвращать. В период действия моратория взыскатель не может
направить
исполнительный документ непосредственно в банк.
Также
Верховный Суд РФ разъяснил особенности привлечения к уголовной
ответственности
за распространение заведомо ложной информации под видом достоверных
сообщений.
Уточнено, что понимать под массовым заболеванием или отравлением людей
либо
созданием угрозы наступления таких последствий.
Постановление
Правительства РФ от 26
апреля 2020 г. N 590
"Об особенностях
порядка и сроках
представления страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда
Российской Федерации сведений о трудовой деятельности
зарегистрированных
лиц"
Сокращены сроки
уведомления работодателями ПФР о принятых
и уволенных сотрудниках.
Данные
за период с 1 апреля 2020 г. и до опубликования постановления подаются
не
позднее рабочего дня, следующего за датой опубликования постановления.
В
последующие дни по 31 декабря данные подаются не позднее рабочего дня,
следующего
за датой приема/увольнения.
Ранее
данные подавались раз в месяц.
опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 27 апреля 2020 г.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 122-ФЗ
"О проведении
эксперимента по
использованию электронных документов, связанных с работой"
Решено
провести эксперимент по использованию в электронном виде без
дублирования на
бумажном носителе документов, связанных с работой (кроме
трудовых книжек и
электронных сведений о трудовой деятельности). Он продлится до 31 марта
2021 г.
включительно.
Работодатели
и работники участвуют в эксперименте на добровольной основе. При этом
он не
распространяется на дистанционных работников.
Сотрудник
вправе обратиться к работодателю с заявлением о размещении электронного
документа, связанного с работой, в личном кабинете работника в системе
"Работа в России".
Работодатель
несет расходы по созданию, использованию и хранению электронных
документов,
связанных с работой, включая затраты на получение и использование
электронной
подписи работника.
Сотрудник
может отказаться от участия в эксперименте, письменно уведомив об этом
работодателя не позднее чем за две недели.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г., в "Российской газете" от 28
апреля 2020 г. N 92.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 136-ФЗ
"О внесении
изменений в статьи 2
и 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете
в
системе обязательного пенсионного страхования"
Правительство РФ
в 2020 г. вправе определять особенности и
сроки предоставления до
конца этого года в территориальные органы ПФР сведений о трудовой
деятельности
зарегистрированных лиц.
По
общему правилу сведения передаются ежемесячно не позднее 15 числа
месяца,
следующего за отчетным периодом.
Федеральный
закон вступает в силу со дня опубликования.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru)
24 апреля 2020 г.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 145-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 16
Федерального закона "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об
ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Закон
ограничивает продажу алкоголя в рюмочных,
находящихся в
многоквартирных домах и на прилегающей к ним территории.
Продавать
алкоголь разрешено лишь в заведениях общепита с залом обслуживания
посетителей
не менее 20 кв м. Региональные власти могут вводить дополнительные
ограничения
на продажу алкоголя в таких заведениях (в части увеличения площади зала
обслуживания посетителей), вплоть до ее полного запрета.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 132-ФЗ
"О внесении
изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"
Ужесточена
административная ответственность за нарушения
в сфере воинского учета.
Увеличены
штрафы:
-
за непредставление в военкомат списков граждан, подлежащих постановке
на
воинский учет;
-
за неоповещение граждан о вызове их по повестке военкомата;
-
за несвоевременное представление сведений об изменениях состава
граждан,
состоящих на воинском учете;
-
за несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять
на
воинском учете;
-
за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету;
-
за уклонение от медобследования;
-
за умышленную порчу или утрату документов воинского учета.
Также
увеличен срок давности привлечения к административной ответственности
за
нарушения в области воинского учета.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 133-ФЗ
"О внесении
изменений в статью
7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Уточнена
ответственность за нарушение правил пользования жилыми
помещениями.
Будут штрафовать не только граждан, но и должностных лиц, а также
организации.
Наказание
последует в т. ч. за самовольное переустройство помещения в
многоквартирном
доме.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 149-ФЗ
"О внесении
изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации"
Изменился
порядок деятельности страховых посредников и применения моратория на
банкротство.
Президент
РФ подписал поправки к законам о страховании и об ОСАГО.
Страховые
посредники не смогут подписывать договор страхования в электронном виде
и
получать от страхователя страховую премию (страховой взнос). При этом
они
вправе оказывать услуги по информационному обмену.
Определены
требования к программному обеспечению, сайту и мобильному приложению
страховщика, страховых посредников.
Профессиональное
объединение страховщиков вправе определять порядок обмена информацией в
электронной форме между страхователем, страховым посредником и
страховщиком при
заключении полисов ОСАГО в правилах профессиональной деятельности.
Ранее
Правительство РФ на 6 месяцев ввело мораторий на банкротство.
Закреплена
возможность отказаться от моратория. Однако если Правительство РФ
продлит его
действие, то отказ утрачивает силу. Уточнены некоторые иные особенности
применения моратория.
Федеральный
закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных
норм, для
которых предусмотрен иной срок. Прописан ряд переходных положений.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 125-ФЗ
"О внесении
изменений в статью 4
Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого
дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их
малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и статью 4
Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
Скорректированы
Законы о порядке расчета дохода для признания граждан
малоимущими и о
выплатах семьям с детьми.
До
конца 2020 г. в расчет не будут включать доходы граждан, признанных
безработными на момент подачи соответствующего заявления.
По
выплатам семьям с детьми при расчете дохода не будут учитывать суммы
ранее
полученных выплат. Эта норма распространяется на правоотношения,
возникшие с 1
января 2018 г.
Поправки
вступают в силу со дня опубликования.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 134-ФЗ
"О внесении
изменений в
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части
упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации
иностранных
граждан и лиц без гражданства"
Президент
РФ подписал закон, согласно которому:
-
исключено требование об обращении соискателя российского гражданства
в
уполномоченный орган иностранного государства с заявлением об отказе от
имеющегося иного гражданства (с учетом действующего уведомительного
порядка);
-
для отдельных категорий лиц отменены требования о 3-летнем сроке
нахождения в
России и подтверждении законного источника средств к существованию;
-
предусмотрен ряд преференций для граждан Молдовы, Украины, Белоруссии и
Казахстана;
-
с 3 лет до 1 года сокращен срок ведения трудовой деятельности для лиц,
окончивших российские образовательные или научные организации, в целях
получения гражданства.
Федеральный
закон вступает в силу по истечении 90 дней после опубликования.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 143-ФЗ
"О внесении
изменений в статью
12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"
Уточнено действие
запрета на участие в управлении
коммерческими и некоммерческими организациями. Он
распространяется только на лиц,
замещающих госдолжности регионов и реализующих свои полномочия на
постоянной
основе.
Введены
ограничения по деятельности лиц, замещающих должности на непостоянной
основе.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 148-ФЗ
"О внесении
изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации"
Поправки
касаются региональных и муниципальных депутатов,
которые осуществляют
свои полномочия на непостоянной основе, без отрыва
от основной
деятельности.
Им
гарантируется сохранение основного рабочего места (должности) на период
от 2 до
6 рабочих дней в месяц. Конкретный срок для региональных депутатов
будет
устанавливаться законом субъекта РФ, а для местных депутатов - уставом
муниципального образования в соответствии с региональным законом.
Кроме
того, членам Совета Федерации и депутатам Госдумы
разрешено участвовать
на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа
организации на
основании акта Президента или Правительства с уведомлением
соответствующей
палаты Федерального Собрания РФ.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Письмо ФНС России
от 29 апреля 2020 г.
N БС-4-11/7300@
"О применении
норм Федерального
закона от 01.04.2020 N 102 - ФЗ "О внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты
Российской Федерации"
Для субъектов
малого и среднего бизнеса с 1 апреля 2020
г. действуют
пониженные тарифы страховых взносов в размере 15%, которые применяются
к части
выплат в пользу физических лиц, превышающей величину МРОТ. ФНС привела
алгоритм
начисления взносов.
Отмечено,
что субъекты МСП исчисляют страховые взносы с выплат, определяемых с
учетом
районных коэффициентов и процентных надбавок, а суммы превышения,
облагаемые по
пониженным тарифам взносов, - исходя из величины МРОТ, установленного
законом
на начало расчетного периода.
Пониженные
тарифы применяются, если субъекты МСП внесены в соответствующий реестр.
При
исключении из реестра пониженные тарифы не применяются с 1-го числа
месяца, в
котором плательщики выбыли из реестра.
Информация ФНС
России от 27 апреля
2020 г.
"Еще 10 регионов
предоставили
антикризисные меры поддержки организациям-владельцам налогооблагаемого
имущества"
ФНС
сообщает, что еще 10 регионов предоставили налоговые
послабления
организациям - владельцам налогооблагаемого имущества. Это касается
внесения
авансов по налогу на имущество, уменьшения налоговой базы, снижения
суммы
налога, освобождения от транспортного налога.
В
числе регионов - Архангельская, Белгородская, Брянская, Калужская,
Ленинградская области и Чувашская Республика.
Вопрос
– ответ
Вопрос.
ИП не имеет наемных работников. Сдает в аренду нежилые помещения (в том
числе и
физическим лицам). Статьей 2 Федерального закона N 129-ФЗ
предусмотрено освобождение от применения
ККТ для ИП при оказании услуг. Одни специалисты считают, что в целях
законодательства о ККТ аренду можно считать услугой, в этом случае ИП
может не
применять в настоящее время ККТ. Другие специалисты считают, что аренда
услугой
не является. На какие нормы можно сослаться для обоснования первой
точки
зрения? Существуют ли официальные разъяснения ФНС или Минфина по этому
вопросу?
Ответ.
Пунктом 1 статьи
2 Федерального
закона от 6 июня
2019 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в
Российской Федерации" установлено, что "индивидуальные
предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены
трудовые
договоры, при реализации товаров
собственного производства, выполнении работ, оказании
услуг вправе не
применять контрольно-кассовую
технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля
2021 года".
В
Федеральном законе от 22 мая 2003 г.
N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении
расчетов в Российской Федерации" нет
прямой нормы, которая бы гласила, что аренда является услугой в целях
применения законодательства о контрольно-кассовой технике.
Однако косвенно такое подтверждение есть в
норме
пункта 2 статьи 2 названного Федерального закона N 54-ФЗ, согласно
которой "организации и
индивидуальные предприниматели... могут производить расчеты без
применения
контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов
деятельности и
при оказании следующих услуг:.. сдача
индивидуальным
предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений..."
Еще одним косвенным
подтверждением правомерности отнесения аренды к услугам является тот факт, что в Общероссийском
классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014
(КПЕС
2008) (введен в действие приказом Федерального агентства по
техническому
регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст) деятельность по сдаче в аренду недвижимого
имущества прямо названа услугой (см. подкласс 68.2 "Услуги по сдаче в
аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого
имущества").
Наконец,
существует
письмо
Минфина России от 9
августа 2019 г. N 03-01-15/60287,
в котором сказано: "В
соответствии с пунктом 1
статьи 2
Федерального закона от 06.06.2019 N 129-ФЗ... индивидуальные
предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые
договоры,
при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять
контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы,
услуги до
01.07.2021. Таким образом, в случае, указанном в обращении, индивидуальный предприниматель, не имеющий
работников, с которыми заключены трудовые договоры, при получении
оплаты за
аренду нежилого помещения вправе не применять контрольно-кассовую
технику до
01.07.2021".
Ответ
подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр"
9 апреля 2020 г.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая
библиотека бухгалтера и
кадрового
работника"
Материалы прессы
Информационный
блок "Библиотека
консультаций. Кадры"
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 124-ФЗ
"О внесении
изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения
устойчивого
развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с
распространением новой
коронавирусной инфекции"
Президент
РФ подписал поправки к законам о корпоративных закупках и о
контрактной
системе.
Заказчик
вправе установить в документации требование обеспечения гарантийных
обязательств в случае установления требований к таким обязательствам.
Размер
обеспечения не может превышать 10% от начальной (максимальной) цены
контракта.
Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере от
0,5% до
30% начальной (максимальной) цены контракта. Если контракт
предусматривает
выплату аванса, то размер обеспечения должен составлять сумму не менее
суммы
аванса. Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены
контракта, то
размер обеспечения должен быть равен авансу. Если расчеты по контракту
в части
выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, то размер
обеспечения
должен быть равен размеру начальной (максимальной) цены контракта,
уменьшенному
на аванс.
Заказчик
вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта,
если
расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению. При
установлении такого
требования размер обеспечения устанавливается в размере до 10% от
начальной
(максимальной) цены контракта.
С
300 тыс. до 600 тыс. руб. увеличена максимальная сумма закупки у
единственного
поставщика. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать
10%
процентов совокупного годового объема закупок (ранее - 5%). Остальные
условия
по объемам закупок сохранены.
Закупки
закрытым способом будут проводиться в т. ч. при выполнении
гособоронзаказа в
части создания, модернизации, поставки, ремонта, сервисного
обслуживания и
утилизации вооружения, военной и специальной техники, а также
разработки,
производства и поставки космической техники и объектов космической
инфраструктуры. Сведения о таких закупках размещаться в ЕИС не будут.
Федеральный
закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных
положений,
для которых предусмотрен иной срок.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г.
Федеральный закон
от 24 апреля 2020 г.
N 140-ФЗ
"О внесении
изменения в статью
17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
На
законодательном уровне закреплена возможность без торгов заключать
договоры
аренды или безвозмездного пользования в отношении госимущества
федеральных казенных учреждений УИС. Это касается в
т. ч.
производственных объектов.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2020 г.
Вопрос
– ответ
Прокуратура
вынесла в
адрес федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены
и
эпидемиологии" представление с требованием расторгнуть контракт с
частным
охранным предприятием и заключить контракт с федеральным
государственным
унитарным предприятием (Росгвардия).
Данное
представление
обжалуется в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд?
Согласно
п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с
участием
граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного
самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и
законных
интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых,
жилищных,
земельных, экологических и иных правоотношений.
На
основании ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела,
предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 22 названного Кодекса, за исключением
экономических споров и других дел, отнесенных федеральным
конституционным
законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.
Часть
1 ст. 27 АПК РФ предусматривает, что к юрисдикции арбитражных судов
относятся
дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью
2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ установлено, что арбитражные суды разрешают
экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций,
являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих
предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица и имеющих статус
индивидуального
предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; случаи
рассмотрения арбитражным судом дела с участием гражданина, не имеющего
статуса
индивидуального предпринимателя, должны быть предусмотрены АПК РФ или
федеральным законом.
Таким
образом, одним из критериев отнесения того или иного дела к компетенции
арбитражных судов наряду с экономическим характером требования является
субъектный состав участников спора.
В
соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица
вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий
(бездействия)
органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если
полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и
нарушают их
права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной
экономической
деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,
создают иные
препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Федеральный
закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 О прокуратуре Российской Федерации
(далее -
Закон о прокуратуре) устанавливает, что прокурор при осуществлении
надзора за
соблюдением Конституции РФ и исполнением законов наделен правом вносить
представление об устранении нарушений закона в орган или должностному
лицу,
которые полномочены устранить допущенные нарушения (п. 1 ст. 21, п. 3
ст. 22,
ст.ст. 24, 28 Закона о прокуратуре).
За
невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, ст.
17.7 КоАП
РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная
ответственность,
что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь
основанием для привлечения
к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Таким
образом, представление прокурора не является исключением из числа
решений
органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в
порядке,
предусмотренном главой 24 АПК РФ.
В
описанной ситуации
прокурор, требуя расторжения договора с частным охранным предприятием,
фактически вторгается в хозяйственную сферу учреждения, что
свидетельствует об
экономическом характере спора. Следовательно, если юридическое лицо, в
отношении
которого внесено представление, считает, что представление нарушает их
права и
свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо
незаконно
возлагает на них какие-либо обязанности, оно вправе обратиться в суд с
соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Обратите
внимание на следующие судебные акты: решение Арбитражного суда г.
Москвы от 18
ноября 2019 г. по делу N А40-151336/2019; апелляционное определение СК
по
гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 09 марта 2016 г.
по делу
N 33-137/2016.
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга
ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел
контроль качества
24
апреля 2020 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в
рамках
услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения
подробной
информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая
библиотека юриста"
Материалы прессы
Новые материалы
службы Правового
консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков