Гарант-ИнфоЦентр | Официальный сайт.


12 августа 2022 г.





ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 1 АВГУСТА 2022 Г. N БС-4-21/9903@

"О налогообложении имущества"



Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по вопросам налогообложения имущества и направляет следующие разъяснения (рекомендации).

 
1. Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса (далее - Закон), может быть принят после утверждения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 2 статьи 378.2 Кодекса).
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Таким образом, по вопросу о применении Перечня на конкретный налоговый период, в т.ч. для определения в отношении объектов налогообложения правовых последствий, указанных в абзаце втором пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, целесообразно обращаться в уполномоченный орган.
 
2. В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в Перечень по состоянию на 1 января года налогового периода (далее - вновь образованный объект), указанный вновь образованный объект при условии соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, до включения его в Перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
В рамках исполнения обязанности налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах определение соответствия вновь образованного объекта критериям, предусмотренным статьей 378.2 Кодекса, осуществляется с учетом особенностей определения налоговой базы, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса, а также положений закона субъекта Российской Федерации, указанного в пункте 2 статьи 378.2 Кодекса, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Так, согласно статье 1.1 Закона Ульяновской области от 02.09.2015 N 99-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области", налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении включенных в Перечень административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и всех помещений в них, без каких-либо исключений.
В рассматриваемом в письме УФНС случае полагаем целесообразным учитывать, что письмом ФНС России от 16.03.2017 N БС-4-21/4780 до налоговых органов доводились разъяснения Минфина России (письмо от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780), согласно которым если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
 
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Кодекса.
К указанным особенностям относятся:
- изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и пунктом 1.1 статьи 391 Кодекса (абзац первый пункта 1.1 статьи 391 Кодекса).
При этом пунктом 4 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ) установлено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости применяются со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, повлекших за собой изменение его кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном статьей 16 Закона N 237-ФЗ об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения;
- в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (абзац второй пункта 1.1 статьи 391 Кодекса).
В целях определения даты начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по земельному налогу необходимо учитывать следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) ЕГРН является сводом достоверных сведений об учтенном в соответствии с Законом N 218-ФЗ недвижимом имуществе.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в ЕГРН (пункт 1 части 2 статьи 7, пункт 1 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пунктам 26 и 28 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утверждённого приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241, в ЕГРН вносится дата начала применения кадастровой стоимости, определяемая в соответствии с законодательством, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
Таким образом, для целей пункта 1 статьи 391 Кодекса даты начала применения значений кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в ЕГРН, должны последовательно определяться на основе сведений ЕГРН, полученных налоговым органом в соответствии со статьёй 85 Кодекса или статьей 62 Закона N 218-ФЗ, с учетом особенностей применения кадастровой стоимости, установленных абзацем вторым пункта 1.1 статьи 391 Кодекса.
Из приведенной в письме УФНС информации основания для изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода не связаны с исправлением технической ошибки в сведениях ЕГРН, следовательно не имеется условий для применения разъяснений Минфина России (письмо от 24.05.2022 N 03-02-06/49086) о начислении пеней на сумму недоимки в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН.
 
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 408 Кодекса сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса (в т.ч. органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, нотариусами), если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 408 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 408 Кодекса в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 408 Кодекса указанный в письме УФНС акт обследования территории, составленный налоговым органом, не является основанием для прекращения исчисления налога на имущество физических лиц.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
 
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л. Бондарчук
 

разработка Яковлев Виталий Сергеевич it@guarant-ic.ru