16 марта 2021 г.



АО «Василек» присоединяется к ООО «Ромашка», о чем внесена запись в ЕГРЮЛ. Должны ли АО и ООО письменно уведомлять своих работников о реорганизации? Если должны, то в какой срок и в какой форме?




Ответ. Специалисты Роструда неоднократно разъясняли, что нормами действующего законодательства обязанность работодателя уведомлять работников о реорганизации организации не установлена, однако рекомендовали направлять работникам соответствующие уведомления (во избежание разногласий с работниками и контролирующими органами) в разумные сроки (за месяц или за две недели до фактической реорганизации).

Существует судебное решение, в котором суд указал, что поскольку работник имеет право на полную и достоверную информацию об условиях труда (такое право установлено абзацем седьмым части первой статьи 21 ТК РФ), то  работодатель обязан уведомить всех работников о предстоящей реорганизации и правовых последствиях, связанных с ней, а также установить разумный срок, в течение которого работники могут по своему волеизъявлению прекратить трудовой договор (Апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20.08.2013 по делу N 33-7062/2013). Такой же вывод можно сделать, проанализировав нормы частей пятой и шестой статьи 75 ТК РФ, согласно которым работник имеет право отказаться от продолжения работы в случае реорганизации компании.

Таким образом, АО «Василек» и ООО «Ромашка» целесообразно уведомить своих работников о предстоящей реорганизации. На наш взгляд, такое уведомление должно быть оформлено в письменном виде. Специальной формы такого уведомления законодательство не содержит. В рассматриваемом случае может быть использована Примерная форма уведомления работника о реорганизации предприятия (подготовлено экспертами компании "Гарант").

 

Ответ подготовлен на основании следующих материалов:

 

Часть первая статьи 21 ТК РФ: «Работник имеет право на: …полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте…»;

 

 

Части 5 и 6 статьи 75 ТК РФ: «Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) … не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

 

При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных частью пятой настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 6 статьи 77 настоящего Кодекса»;

 

Вопрос: В какие сроки и каким образом должны быть уведомлены работники организации при ее реорганизации путем присоединения к другой? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2019 г.):

«Нормами действующего законодательства обязанность работодателя уведомлять работников о реорганизации организации не установлена. Однако делать это во избежание разногласий с работниками и контролирующими органами рекомендуется в разумные сроки (например, за две недели до фактической реорганизации организации) путем направления работникам письменных уведомлений»;

 

Вопрос: Регламентирует ли закон, за какое время должны быть уведомлены работники о реорганизации? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", ноябрь 2019 г.):

«Нормами действующего законодательства не установлен срок, до истечения которого работодатель обязан уведомить работников о предстоящей реорганизации организации. В любом случае такое уведомление следует сделать заблаговременно, например, за один месяц. Сделать это необходимо для того, чтобы работники смогли принять взвешенное решение о продолжении работы в реорганизованной организации»;

 

Вопрос: При смене типа муниципального казенного учреждения на муниципальное бюджетное учреждение нужно ли уведомлять работников о смене типа? Или можно заключить дополнительные соглашения и внести записи в трудовую книжку? Нужно ли создавать какие то приказы? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2019 г.):

«Нормами действующего законодательства обязанность работодателя уведомлять работников о реорганизации организации не установлена. Однако делать это рекомендуется во избежание разногласий с работниками и контролирующими органами»;

 

 

Апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 20 августа 2013 г. по делу N 33-7062/2013: «Поскольку работник имеет право на полную достоверную информацию, работодатель обязан уведомить всех работников о предстоящей реорганизации и правовых последствиях, связанных с ней, а также установить разумный срок, в течение которого работники могут по своему волеизъявлению прекратить трудовой договор …»;

 

Вопрос: Производится реорганизация унитарного предприятия "А" в форме присоединения к нему предприятия "В". Нужно ли уведомлять работников предприятия "А" о предстоящей реорганизации, а впоследствии о ее завершении? Нужно ли контрагентам предприятия "А" направлять уведомления о предстоящей реорганизации и впоследствии о завершении реорганизации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2017 г.):

«…принимая во внимание то, что до завершения реорганизации реорганизуемым юридическим лицом по смыслу ст.ст. 57-60.2 ГК РФ и ст. 29 Закона N 161-ФЗ признается каждое лицо, участвующее в реорганизации, по нашему мнению, лицо, к которому производится присоединение, также должно уведомить своих работников о предстоящей реорганизации. Данный вывод находит свое отражение и в разъяснениях специалистов контролирующих органов (смотрите ответ Роструда).

В заключение отметим, что какого-либо срока или порядка такого уведомления действующее законодательство не устанавливает. Поэтому работодатель может уведомить работников о реорганизации за любой срок до ее завершения и в любой форме, которая обеспечит наличие у него доказательств указанного уведомления»;

 

Вопрос: Необходимо ли уведомлять о реорганизации работников организации, к которой производится присоединение другой организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.):

«Поэтому в целях реализации права, предусмотренного частью шестой ст. 75 ТК РФ, все работники участвующих в реорганизации работодателей (как присоединяющего, так и присоединяемых) должны знать о предстоящей реорганизации.

 

К сведению:

Порядок оповещения работников при реорганизации законом не предусмотрен. По нашему мнению, работников о предстоящей реорганизации целесообразно уведомить в письменной форме, причем необходимо уведомить каждого работника индивидуально под подпись. Своё несогласие (отказ от продолжения работы) работник должен выразить в письменной форме (путём подачи заявления) (смотрите апелляционные определения Суда Еврейской автономной области от 26.07.2013 N 33-331/2013, от 13.09.2013 N 33-428/2013, от 20.09.2013 N 33-451/2013).»;

 

Реорганизация в форме присоединения: оформляем трудовые отношения (В.В. Рябинин, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 11, ноябрь 2020 г.): "… обязанность работодателя уведомлять работников о реорганизации прямо не предусмотрена трудовым законодательством. Однако на необходимость такого уведомления указывает Роструд в своем докладе…. Текст документа может быть следующим:…».

 

Возможно, Вам также будут полезны материалы, содержащие дополнительную информацию по тематике вопроса:

 

Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 16 июля 2019 г. по делу N 33-4735/2019: «… в ОГБУЗ …Ульянов В.В. лично уведомлен о предстоящей реорганизации учреждения в форме слияния с образованием нового юридического лица, при этом истцу было сообщено, что все условия заключённого с ним трудового договора будут сохранены….В связи с тем, что условия трудового договора с истцом не изменялись, уведомление Ульянова В.В. не мене чем за два месяца о предстоящей реорганизации не требовалось. Данная обязанность работодателя по уведомлению работника возникает лишь в случае, если меняются условия трудового договора по инициативе работодателя (статья 74 ТК РФ). В конкретном случае имела место реорганизация работодателя - ответчика, что само по себе не является основанием для изменений условий трудового договора с работником и, как следствие не предусматривает обязательность уведомления работника о предстоящей реорганизации за два месяца».