14 апреля 2021 г. |
ООО не уплатило экологический сбор (импортер товара в упаковке) за 2019 год, не представило декларацию о количестве товаров, отчет о выполнении нормативов и расчет суммы сбора (тоже за 2019 год). Какая ответственность предусмотрена за такие правонарушения? Являются ли они длящимися? Есть ли судебная практика?
Ответ.
С 17 июня 2019 года в КоАП РФ
предусмотрены штрафы за неуплату в установленный срок экологического сбора (статья
8.41.1 КоАП РФ). Для должностных лиц
штраф составляет от 5000 до 7000 рублей, с организаций взимается
трехкратный
размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе упаковки товаров, но
не менее 500 000
рублей. С этой же даты частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрен штраф
за
непредставление отчетности или декларации (от 3000 до 6000 рублей для
должностных лиц и от 70 000 до 150 000 рублей для
организаций). Росприроднадзор
также вправе (в судебном порядке) прекратить деятельность ООО, осуществляемую с нарушением
законодательства РФ в области обращения с отходами (статья 29 Закона
N 89-ФЗ). Более
подробная информация представлена в материале Энциклопедия
решений. Экологический сбор.
Сроки
давности привлечения к административной
ответственности по статьям 8.41.1 и 8.5.1 КоАП составляют 1 год (см. Сроки
давности привлечения к административной
ответственности (подготовлено экспертами компании "Гарант"). Согласно разъяснениям, содержащимся в
пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от
24.03.2005. N 5, «длящимся
является такое административное правонарушение (действие или
бездействие),
которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или
ненадлежащем
выполнении предусмотренных законом обязанностей», а
невыполнение
предусмотренной обязанности к установленному сроку свидетельствует о
том, что
административное правонарушение не является длящимся. Ссылка на пункт 14 позволила признать, что непредоставление
отчетности за 2016 год о количестве товаров, в том числе упаковки не
является
длящимся правонарушением (Решение
Уваровского районного суда Тамбовской области от 28 августа 2018 г.
по делу N 12-55/2018).
Однако судебной практики по
рассматриваемому вопросу применительно к статьям 8.41.1 и 8.5.1 КоАП РФ
нами не
обнаружено.
Возможно,
Вам будет полезна
следующая судебная
практика:
Постановление
Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2021 г.
N
21АП-621/21 по делу N А83-19376/2020: «ООО
"Монолит-Элит-Окно" привлечено к административной ответственности,
ответственность за которое предусмотрена
статьей 8.41.1
КоАП РФ, ему
назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000,00
руб….
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, правильно применив нормы права,
суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что настоящий
спор не относится к компетенции арбитражного суда и подлежит
передаче в Верховный Суд Республики Крым для его направления в суд
общей
юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом»;
Определение
Верховного Суда Республики Крым
от 03 марта 2021 г. по делу N 15-34/2021;
Решение
Брюховецкого районного суда
Краснодарского края от 11 ноября 2020 г.
по делу N 12-512/2020: «Постановление
старшего
государственного инспектора Росприроднадзора Федюн Н.В. о назначении
административного наказания N "... " от 15 октября 2020 года об
административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41.1
КоАП
РФ, в
отношении юридического лица ООО "Урожай ХХI век", юридический адрес:
"... ", которым ООО "Урожай ХХI век" признано виновным в
совершении административного правонарушения и ему назначено
административное наказание в виде
административного штрафа в
размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, изменить, назначить
юридическому лицу
ООО "Урожай ХХI век" административное наказание в виде
административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят
тысяч) рублей,
в остальной части постановление по делу об административном
правонарушении
оставить без изменения»;
Решение
Апшеронского районного суда
Краснодарского края от 30 октября 2020 г.
по делу N 12-89/2020:
«Как следует из
материалов дела, АО ПДК
"Апшеронск" в 2018-2019 годах производством МДФ плит не занималось и
их не производило, административное правонарушение, в виде не сдачи
нулевой
отчетности предприятия не было умышленным, и не повлекло причинения
вреда
окружающей среде и третьим лицам, негативные последствия не возникли,
ранее
аналогичное правонарушение Обществом не совершалось, 30 июня 2020 года
в
управление Росприроднадзора Обществом направлена "нулевая"
отчетность….
Постановление
старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное
межрегиональное
управление Росприроднадзора) ФФФ N от 27 августа 2020 года по делу об
административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41.1
КоАП
РФ, в отношении
юридического лица АО ПДК "Апшеронск" изменить,
назначить АО ПДК "Апшеронск" административное
наказание в виде предупреждения, в остальной части,
указанное постановление
оставить без изменения»;
Решение
Верховного Суда Республики Крым от 17
марта 2021 г. по делу N 21-409/2021:
«решение судьи Железнодорожного
районного суда г.
Симферополя Республики Крым от 29.01.2021 года по делу N 12-17/2021 в
отношении
ООО " "данные изъяты"" по ч. 1
ст. 8.41.1 КоАП
РФ оставить без изменения, а жалобу
генерального директора ООО " "данные изъяты"" ФИО2 - без
удовлетворения»;
Решение
Апшеронского районного суда
Краснодарского края от 26 октября 2020 г.
по делу N 12-90/2020: «По
результатам проведенного анализа
Общества было установлено, что им не
внесена плата экологического сбора, а также не
представлен
расчет
суммы экологического
сбора за 2019
г, однако в соответствии с
декларацией о количестве выпущенных товаров за 2018 г. Обществом
указано
количество товаров упаковки товара: - изделия упаковочные
пластмассовые
прочие 54 кг, изделия упаковочные пластмассовые прочие 108, 3 кг, ящики
и коробки
из гофрированной бумаги или гофрированного картона 212, 1 кг, в связи с
чем, в
адрес АО ПДК "Апшеронск" Управлением 29.05.2020 г. было направлено
требование о добровольном погашении задолженности по плате
экологического сбора
за 2019 г. 30.06.2020 г. в адрес Управления Обществом была направлена
отчетность о выполнении нормативов утилизации за 2019 г, однако в
соответствии
с п.17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах
производства и потребления" отчетность о выполнении нормативов
утилизации
за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в
уполномоченный
Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной
власти….
Постановление
старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное
межрегиональное
управление Росприроднадзора) Федюн Н.В. N 03-07-728 Ф-3 от 27.08.2020
г. по
делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст.8.5.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО ПДК
"Апшеронск" изменить, назначить
АО ПДК "Апшеронск" административное наказание в виде предупреждения,…»;
Решение
Ленинского районного суда Республики Крым от 18 февраля 2021 г.
по делу N 12-56/2021: «ООО
"Атанель" признано виновным в совершении административного
правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.
8.5.1 КоАП РФ и подвергнуто … штрафа в размере 70 000
(семьдесят тысяч)
рублей….
ООО "Атанель" до
ДД.ММ.ГГГГ была подана отчетность о
выполнении
нормативов утилизации отходов от использования товаров, Декларация и
Расчет
суммы экологического
сбора за 2018
год. Отчетность за 2019 год не
подана….
Конкретные
обстоятельства дела,
степень общественной опасности деяния, сведения о юридическом лице,
отсутствие
негативных последствий, устранение допущенных нарушений,
свидетельствуют о том,
что в данном случае административное правонарушение совершено ООО
"Атанель" при наличии обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4
КоАП РФ.
В связи с
указанным, судья считает возможным заменить
назначенное ООО
"Атанель" наказание в виде административного штрафа –
предупреждением»;
Решение
Калининградского областного суда от
30 января 2020 г. по делу N 7A-20/2020.:
«Не согласившись с указанным
постановлением, ООО
"Союз-ТТМ" обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление
отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что действия
Общества по предоставлению недостоверной отчетности о выполнении
нормативов
утилизации отходов не образует состава данного административного
правонарушения, а образуют состав административного правонарушения,
предусмотренного ст. 8.5.1
Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, которая была введена в
действие
только 17.06.2019 года.
Судьей
постановлено изложенное выше решение, которым постановление
должностного лица
административного органа о назначении административного наказания N
04-18/227
от 19 сентября 2019 года в отношении ООО "Союз-ТТМ" изменено, размер
административного штрафа снижен до 50000 рублей….
Из
объяснений защитника ООО "СОЮЗ-ТТМ" Моисеевой Е.Н. следует, что в
отчетности за 2018 год в одной из граф должны быть указаны сведения за
2017
год, тогда как работник, составлявший отчет, ошибочно в привел данные
за 2018
год, при этом указанная информация влияет на размер экологического
сбора, в
результате такой ошибки разница в уплате экологического сбора могла
составить 36
рублей. Однако, исходя из размера ранее уплаченного экологического
сбора,
допущенная ошибка в отчетности какой-либо недоплаты экологического
сбора не
повлекла. В настоящее время предписание административного органа об
исправлении
отчетности выполнено, исправленная отчетность предоставлена в адрес
Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора….
решение
судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 11 ноября 2019
года по
делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2
Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ООО
"Союз-ТТМ" - отменить.
Производство
по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.
2.9
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в
связи с
малозначительностью административного правонарушения.
Объявить
ООО "Союз-ТТМ" устное замечание»;
Решение
Тверского областного
суда от 02 сентября 2019 г. по делу N 21-324/2019
«Как
следует из материалов дела, 05 февраля 2018
года в Министерство
природных ресурсов и экологии Тверской области от ООО "Вектор"
посредством почтовой связи поступила
отчетность
об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за
исключением
статистической отчетности) за 2017 год….
Как
установлено административным органом, в
нарушение ч. 2 ст. 11, ч. 8 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, п. п. 3-6, 8-13
Порядка
генеральным директором ООО "Вектор" Романовым С.Б. не
обеспечено представление в Министерство
в срок по 31 января 2018 года отчетности за 2017 год, составленной по
установленной форме и содержащей достоверные и в полном объеме сведения.
Административное правонарушение, выразившееся в сокрытии полной и достоверной экологической информации, не является длящимся правонарушением. По данному делу временем совершения административного правонарушения является 01 февраля 2018 года, поскольку отчетность предоставляется в срок по 31 января (включительно) года, следующего за отчетным периодом».