14 апреля 2021 г.



ООО не уплатило экологический сбор (импортер товара в упаковке) за 2019 год, не представило декларацию о количестве товаров, отчет о выполнении нормативов и расчет суммы сбора (тоже за 2019 год). Какая ответственность предусмотрена за такие правонарушения? Являются ли они длящимися? Есть ли судебная практика?




Ответ. С 17 июня 2019 года в КоАП РФ предусмотрены штрафы за неуплату в установленный срок экологического сбора (статья  8.41.1 КоАП РФ). Для должностных лиц штраф составляет от 5000 до 7000 рублей, с организаций взимается трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе упаковки товаров, но не менее 500 000 рублей. С этой же даты частью 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрен штраф за непредставление отчетности или декларации (от 3000 до 6000 рублей для должностных лиц и от 70 000 до 150 000 рублей для организаций). Росприроднадзор также вправе (в судебном порядке) прекратить деятельность ООО, осуществляемую с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами (статья 29 Закона N 89-ФЗ). Более подробная информация представлена в материале Энциклопедия решений. Экологический сбор.

Сроки давности привлечения к административной ответственности по статьям 8.41.1 и 8.5.1 КоАП составляют 1 год (см. Сроки давности привлечения к административной ответственности (подготовлено экспертами компании "Гарант"). Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005. N 5, «длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей», а невыполнение предусмотренной обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Ссылка на пункт 14 позволила признать, что непредоставление отчетности за 2016 год о количестве товаров, в том числе упаковки не является длящимся правонарушением (Решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 28 августа 2018 г. по делу N 12-55/2018). Однако судебной практики по рассматриваемому вопросу применительно к статьям 8.41.1 и 8.5.1 КоАП РФ нами не обнаружено.

 

Возможно, Вам  будет полезна следующая судебная практика:

 

Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2021 г. N 21АП-621/21 по делу N А83-19376/2020: «ООО "Монолит-Элит-Окно" привлечено к административной ответственности, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000,00 руб…. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, правильно применив нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что настоящий спор не относится к компетенции арбитражного суда и подлежит передаче в Верховный Суд Республики Крым для его направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом»;

Определение Верховного Суда Республики Крым от 03 марта 2021 г. по делу N 15-34/2021;

Решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 11 ноября 2020 г. по делу N 12-512/2020: «Постановление старшего государственного инспектора Росприроднадзора Федюн Н.В. о назначении административного наказания N "... " от 15 октября 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО "Урожай ХХI век", юридический адрес: "... ", которым ООО "Урожай ХХI век" признано виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, изменить, назначить юридическому лицу ООО "Урожай ХХI век" административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, в остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения»;

Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 30 октября 2020 г. по делу N 12-89/2020: «Как следует из материалов дела, АО ПДК "Апшеронск" в 2018-2019 годах производством МДФ плит не занималось и их не производило, административное правонарушение, в виде не сдачи нулевой отчетности предприятия не было умышленным, и не повлекло причинения вреда окружающей среде и третьим лицам, негативные последствия не возникли, ранее аналогичное правонарушение Обществом не совершалось, 30 июня 2020 года в управление Росприроднадзора Обществом направлена "нулевая" отчетность….

Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) ФФФ N от 27 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО ПДК "Апшеронск" изменить, назначить АО ПДК "Апшеронск" административное наказание в виде предупреждения, в остальной части, указанное постановление оставить без изменения»;

Решение Верховного Суда Республики Крым от 17 марта 2021 г. по делу N 21-409/2021: «решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29.01.2021 года по делу N 12-17/2021 в отношении ООО " "данные изъяты"" по ч. 1 ст. 8.41.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО " "данные изъяты"" ФИО2 - без удовлетворения»;

Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 26 октября 2020 г. по делу N 12-90/2020: «По результатам проведенного анализа Общества было установлено, что им не внесена плата экологического сбора, а также не представлен расчет суммы экологического сбора за 2019 г, однако в соответствии с декларацией о количестве выпущенных товаров за 2018 г. Обществом указано количество товаров упаковки товара: - изделия упаковочные пластмассовые прочие 54 кг, изделия упаковочные пластмассовые прочие 108, 3 кг, ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона 212, 1 кг, в связи с чем, в адрес АО ПДК "Апшеронск" Управлением 29.05.2020 г. было направлено требование о добровольном погашении задолженности по плате экологического сбора за 2019 г. 30.06.2020 г. в адрес Управления Обществом была направлена отчетность о выполнении нормативов утилизации за 2019 г, однако в соответствии с п.17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти….

Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) Федюн Н.В. N 03-07-728 Ф-3 от 27.08.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.5.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО ПДК "Апшеронск" изменить, назначить АО ПДК "Апшеронск" административное наказание в виде предупреждения,…»;

Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 18 февраля 2021 г. по делу N 12-56/2021: «ООО "Атанель" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.5.1 КоАП РФ и подвергнуто … штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей….

ООО "Атанель" до ДД.ММ.ГГГГ была подана отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, Декларация и Расчет суммы экологического сбора за 2018 год. Отчетность за 2019 год не подана….

Конкретные обстоятельства дела, степень общественной опасности деяния, сведения о юридическом лице, отсутствие негативных последствий, устранение допущенных нарушений, свидетельствуют о том, что в данном случае административное правонарушение совершено ООО "Атанель" при наличии обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

В связи с указанным, судья считает возможным заменить назначенное ООО "Атанель" наказание в виде административного штрафа – предупреждением»;

Решение Калининградского областного суда от 30 января 2020 г. по делу N 7A-20/2020.: «Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Союз-ТТМ" обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что действия Общества по предоставлению недостоверной отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов не образует состава данного административного правонарушения, а образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая была введена в действие только 17.06.2019 года.

Судьей постановлено изложенное выше решение, которым постановление должностного лица административного органа о назначении административного наказания N 04-18/227 от 19 сентября 2019 года в отношении ООО "Союз-ТТМ" изменено, размер административного штрафа снижен до 50000 рублей….

Из объяснений защитника ООО "СОЮЗ-ТТМ" Моисеевой Е.Н. следует, что в отчетности за 2018 год в одной из граф должны быть указаны сведения за 2017 год, тогда как работник, составлявший отчет, ошибочно в привел данные за 2018 год, при этом указанная информация влияет на размер экологического сбора, в результате такой ошибки разница в уплате экологического сбора могла составить 36 рублей. Однако, исходя из размера ранее уплаченного экологического сбора, допущенная ошибка в отчетности какой-либо недоплаты экологического сбора не повлекла. В настоящее время предписание административного органа об исправлении отчетности выполнено, исправленная отчетность предоставлена в адрес Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора….

решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 11 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Союз-ТТМ" - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения.

Объявить ООО "Союз-ТТМ" устное замечание»;

Решение Тверского областного суда от 02 сентября 2019 г. по делу N 21-324/2019
«Как следует из материалов дела, 05 февраля 2018 года в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области от ООО "Вектор" посредством почтовой связи поступила отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2017 год….

Как установлено административным органом, в нарушение ч. 2 ст. 11, ч. 8 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, п. п. 3-6, 8-13 Порядка генеральным директором ООО "Вектор" Романовым С.Б. не обеспечено представление в Министерство в срок по 31 января 2018 года отчетности за 2017 год, составленной по установленной форме и содержащей достоверные и в полном объеме сведения.

Административное правонарушение, выразившееся в сокрытии полной и достоверной экологической информации, не является длящимся правонарушением. По данному делу временем совершения административного правонарушения является 01 февраля 2018 года, поскольку отчетность предоставляется в срок по 31 января (включительно) года, следующего за отчетным периодом».