19 мая 2021 г.



Российское ООО со 100% иностранным (Германия) уставным капиталом приняло решение о строительстве производственного помещения, не подпадающего ни под одну из перечисленных в ГрК РФ категорий, для которых установлено проведения государственной экспертизы проектной документации. ООО провело негосударственную экспертизу. Обязано ли такое ООО проводить государственную экспертизу на основании пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлением Минстроя РФ от 16.02.1995 г. N 18-18? Есть ли судебная практика по этому вопросу?




Ответ. На наш взгляд, прохождение государственной экспертизы не обязательно. Поясним.

Частью 1 статьи 49 ГрК РФ установлено, что заказчик по своему выбору направляет проектную документацию на государственную или негосударственную экспертизу, «за исключением случаев, если в соответствии С НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬЕЙ в отношении проектной документации … предусмотрено проведение государственной экспертизы». Таким образом, случаи обязательного направления проектной документации на государственную экспертизу исчерпывающим образом перечислены в ГрК РФ. Перечень таких случаев содержится в части 3.4 статьи 49 ГрК РФ, пункт 1 которой является отсылочным к пункту 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ. Среди объектов, перечисленных в пункте 5.1, есть «иные объекты», определенные Правительством РФ. Перечень таких объектов содержится в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 23.09.2013  N 840.

Ни одна из перечисленных норм не устанавливает такое основание для проведения государственной экспертизы проектной документации, как наличие у заказчика иностранных учредителей.

Что касается пункта 3 Порядка проведения государственной экспертизы проектов строительства объектов с привлечением иностранного капитала в Российской Федерации (утв. постановлением Минстроя РФ от 16.02.1995 N 18-18), то, на наш взгляд, названный Порядок может применяться только в части, не противоречащей ГрК РФ, как документу более высокой юридической силы, принятому после принятия Постановления N 18-18. При этом он не может дополнять перечень случаев проведения государственной экспертизы, установленный ГрК РФ. Однако судебной практики по этому вопросу мы не обнаружили.

Косвенно наши выводы подтверждаются Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2021 г. по делу N А55-27525/2020 и Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.01.2015 г. по делу N А43-26650/2014.

 

Обращаем Ваше внимание, что высказанная в ответе точка зрения является нашим экспертным мнением, которое может не совпадать с мнением других специалистов.

 

Ответ подготовлен на основании следующих материалов:

 

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2021 по делу N А55-27525/2020: «ООО "Интерпринт Самара"…является промышленным предприятием со 100% иностранным капиталом (Германия), …заказало разработку проектной документации на строительство складского корпуса под названием "Производство импрегнированной бумаги. Корпус N 3", … специализированной проектной организации … Для того, чтобы гарантировать соблюдение градостроительного законодательства, ООО "Интерпринт Самара" добровольно и дополнительно провело независимую экспертизу данной проектной документации. Положительное заключение негосударственной экспертизы …подтвердило соответствие проектной документации градостроительным нормам и правилам.

Строительство объекта осуществлялось за счет средств ООО "Интерпринт Самара" (Заказчика)….

При этом в рамках дела N А55-16773/2017 арбитражным судом установлено, что в соответствии со ст.ст. 49, 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объекта: производство импрегнированной бумаги. Корпус N 3, … не подлежит государственному строительному надзору

Уведомлением Министерства строительства Самарской области N 3/5392 от 20.08.2020 ООО "Интерпринт Самара" было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче Разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства…

Исковые требования удовлетворить. Признать за …"Интерпринт Самара" право собственности на объект недвижимого имущества "Производство импрегнированной бумаги. Корпус N 3"..,»;

 

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27 января 2015 г. по делу N А43-26650/2014:

«Условия, при которых проектная документация направляется на государственную экспертизу, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для осуществления государственного строительного надзора, связаны с источником финансирования этих объектов строительства и реконструкции и перечислены в части 3.4. статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (финансирование за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) и этот перечень исчерпывающий.

Таким образом, ООО "Гранд Строй", выступая Застройщиком и финансируя реконструкцию объекта за счет собственных (частных) средств, имел право направить проектную документацию и результаты инженерных изысканий на негосударственную экспертизу».