21 июня 2021 г.



Обязаны ли муниципальные казенные учреждения применять унифицированные формы по учету кадров, такие как Т-1, Т-5, Т-6, Т-7, Т-8 (прием, увольнение, отпуск, перевод и т.д.)? В некоторых источниках пишут, что такими формами обязаны пользоваться государственные и муниципальные учреждения, и они НЕ могут утвердить свои формы (свои формы разработать могут только коммерческие структуры, которые, по желанию, могут пользоваться и унифицированными).




Ответ. Наиболее безопасным для муниципального казенного учреждения является использование унифицированных форм Т-1, Т-5, Т-6, Т-7, Т-8. Поясним.

 

Минтруд России и Роструд неоднократно разъясняли, что правом самостоятельной разработки форм первичных учетных документов для учета труда и его оплаты обладают только организации, не относящиеся к государственному сектору (письмо Минтруда России от 14 мая 2013 г. N 14-1/3030785-2617, письма Роструда от 14 февраля 2013 г. N ПГ/1487-6-1, от 23 января 2013 г. N ПГ/409-6-1, от 23 января 2013 г. N ПГ/10659-6-1). Названные разъяснения были даны в тот период, когда в определение понятия «организации государственного сектора» входили как государственные, так и муниципальные учреждения (пункт 9 статьи 3 федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ в редакции, действовавшей до 26 июля 2019 года). После  26 июля 2019 года понятие «организации государственного сектора» в законе 402-ФЗ было заменено на понятие «организации бюджетной сферы», однако в него по-прежнему входят как государственные, так и муниципальные учреждения. Таким образом, если руководствоваться вышеназванными разъяснениями Минтруда и Роструда, то муниципальные казенные учреждения (как организации бюджетной сферы) обязаны применять унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1. Такая позиция является наиболее распространенной и поддерживается специалистами Роструда (см., в частности,  Вопрос: Обязано ли муниципальное казенное учреждение использовать формы первичных учетных документов по учету кадров (Т-1-Т-11а), или можно утвердить самостоятельно разработанные формы приказов? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2016 г.), Вопрос: Является ли обязательным применение унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утв. постановлением Госкомстата от 05.01.2004 N 1, государственными казенными и бюджетными учреждениями? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", август 2017 г.), Вопрос: Обязательно ли в бюджетном учреждении оформлять ежемесячные премии приказом по форме Т-11 или можно издавать приказ в произвольной форме? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", декабрь 2016 г.), Вопрос: Должно ли муниципальное учреждение использовать унифицированную форму Т-11 при выплате премий по итогам работы за месяц (премия выплачивается ежемесячно) или можно в свободной форме, если прописать в учетной политике? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", февраль 2019 г.)).

 

С другой стороны, частью 4 статьи 9 закона 402-ФЗ установлено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель организации (общее правило), при этом формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. На основании статьи 165 Бюджетного кодекса РФ Приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н утверждены формы первичных учетных документов и Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых, в частности, муниципальными  учреждениями. Форм приказов о приеме на работу, о переводе, о предоставлении работнику отпуска, об увольнении работника, а также формы графиков отпусков Приказ Минфина РФ N 52н не содержит. Отдельные специалисты делают из этого вывод, что «казенное учреждение вправе применять формы таких приказов, разработанные им самостоятельно, либо, к примеру, использовать унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1» (см. Вопрос: Обязательно ли применение унифицированных форм кадровой документации в казенном учреждении? Необходимо ли приказы о приеме, увольнении, отпусках создавать в унифицированной форме, или можно использовать формы, разработанные учреждением? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2017 г.). Если же придерживаться позиции, что Приказы работодателя о приеме на работу, о предоставлении работнику отпуска и об увольнении работника и т.п. выступают документами кадрового учета, а не первичными учетными документами в смысле закона 402-ФЗ, но нужно отметить, что ни Трудовой кодекс РФ, ни иные акты трудового законодательства не содержат норм, которые бы обязывали работодателя (в том числе работодателя бюджетной сферы)  издавать перечисленные приказы по тем или иным унифицированным формам. При этом в Письме Минфина России от 26 января 2017 г. N 02-07-10/4004 сообщается, что вопросы кадрового делопроизводства находятся в компетенции Минтруда России.