ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
4 февраля 2022 г. ВЫПУСК № 4 (804)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Постановление
Правительства РФ от 1 февраля 2022 г. N 76
"О внесении
изменений в особенности организации оказания медицинской помощи при
угрозе
распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих"
Оформление
больничных онлайн: уточнены особенности оказания медпомощи при угрозе
распространения опасных заболеваний.
Правительство
уточнило особенности оказания медпомощи при угрозе распространения
заболеваний,
представляющих опасность для окружающих.
Установлено,
что в этом случае дистанционное формирование электронного больничного и
назначение лекарств таким способом осуществляются в порядке,
установленном
Минздравом.
Положение
о формировании электронного больничного с письменного согласия
пациента, в
случае если больничный не выдан на очном приеме врача, признано
утратившим
силу.
Постановление
вступает в силу со дня опубликования.
Постановление
Правительства РФ от 21 января 2022 г. N 24
"О предоставлении
отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию
радиации"
О
соцвыплатах гражданам, подвергшимся воздействию радиации.
Гражданам,
проживавшим в 1949-1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся
радиоактивному
загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и
получившим
накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр), полагаются
ежемесячные компенсации в установленном законом размере с учетом
ежегодной
индексации. Положены они и тем, кто получил накопленную эффективную
дозу облучения
свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр). Правительство РФ
определило
порядок предоставления указанных компенсаций, а также ежемесячной
денежной
суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в
результате
катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и
других
заболеваний, возникших в связи с катастрофой.
Выплаты
предоставляются органами ПФР. Заявления можно подавать в т. ч. через
Единый
портал госуслуг. Указано, какие документы потребуются.
Скорректированы
правила предоставления некоторых иных выплат чернобыльцам и лицам,
пострадавшим
от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этим также теперь
занимаются
органы ПФР.
Постановление
распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г., за
исключением
отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в
силу.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 28 января 2022 г.
Приказ Минтруда
России
от 23 декабря 2021 г. N 912н
"О внесении
изменений
в Перечень документов (сведений), необходимых для назначения
ежемесячных выплат
в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго
ребенка,
утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н"
Оптимизирована
процедура назначения ежемесячных выплат на детей до 3 лет.
Минтруд
обновил перечень документов и сведений, необходимых для назначения
ежемесячных
выплат на детей до 3 лет.
Выплаты
полагаются семьям, в которых среднедушевой доход не превышает
двукратного
регионального прожиточного минимума.
Указано,
какие документы и сведения представляются гражданином, а какие
ведомства
получают самостоятельно через госинформсистемы или СМЭВ.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 31 января 2022 г. N 67067.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 31 января 2022 г.
Информация
Минтруда
России от 1 февраля 2022 г.
"Работодателям
рекомендовано перевести на удаленку максимально возможное число
работников"
Российская
трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
рекомендует работодателям перевести на дистанционный режим работы
максимально
возможное число работников.
Численность сотрудников, которых можно перевести на дистанционный
режим,
определяется организацией самостоятельно исходя из имеющихся
возможностей.
Обращается
внимание, что перевод работника на удаленку не может являться
основанием для
сокращения зарплаты при сохранении объема выполняемых задач.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Постановление
Правительства РФ от 29 января 2022 г. N 69
"О внесении
изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Российские
регистрационные удостоверения на медизделия можно будет предъявлять для
применения пониженного НДС бессрочно.
Скорректированы
перечни кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10%.
Уточнено,
что российские регистрационные удостоверения на медизделия применяются
для
целей применения пониженной ставки без ограничения по сроку. Ранее они
принимались
только до конца 2021 г. с переходом на удостоверения ЕАЭС.
Аналогичным
образом уточнен перечень медицинских товаров, ввоз и реализация которых
в
России не облагаются НДС.
Поправки
вступают в силу со дня опубликования и распространяются на
правоотношения,
возникшие с 29 ноября 2021 г.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 31 января 2022 г.
Приказ Минфина
России от
23 декабря 2021 г. N 224н
"О внесении
изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16
апреля 2021
г. N 62н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета
ФСБУ
27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете"
Отложено
введение требования об обязательном хранении документов бухучета на
территории России.
Перенесен
срок вступления в силу нормы ФСБУ 27/2021 о хранении документов
бухучета, а
также данных, содержащихся в таких документах, и размещении баз
указанных
данных на территории России. Она подлежит обязательному применению с 1
января
2024 г. (а не с 1 января 2022 г.).
Однако
организации вправе принять решение о применении указанного требования
до 1
января 2024 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 28 января 2022 г. N 67044.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru)
28 января 2022 г.
Приказ ФНС России
от 24
декабря 2021 г. N ЕД-7-3/1149@
"О внесении
изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29
октября
2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по
налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата
представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в
электронной форме"
Скорректированы
форма декларации по НДС и порядок ее заполнения.
ФНС
уточнила форму декларации по НДС и порядок ее заполнения. Изменения
обусловлены
внесением следующих поправок в налоговое законодательство:
-
принятие Закона о федеральной территории "Сириус";
-
предоставление производителям вакцины от COVID-19 права на применение
заявительного порядка возмещения НДС;
-
освобождение от НДС реализации (передачи для собственных нужд)
племенных рыб, а
также полученных от них эмбрионов и молоди;
-
продление освобождения от НДС услуг по проведению иностранными лицами
ЧМ FIA
"Формула-1" и рекламных услуг на территории объекта для проведения
шоссейно-кольцевых автогонок и объектов его инфраструктуры.
Изменились
коды операций, электронные форматы представления декларации, сведений
из книг
покупок и продаж, а также из журналов учета счетов-фактур.
Приказ
вступает в силу через 2 месяца со дня опубликования и применяется с
представления налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2022 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 31 января 2022 г. N 67051.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 31 января 2022 г.
Письмо ФНС России
от 25
января 2022 г. N БС-4-11/745@
"О направлении
разъяснений"
ФНС
ответила на вопросы банков о предоставлении в налоговый орган сведений
о
процентных доходах по вкладам граждан.
В частности:
-
как банк должен уведомить физлицо о представлении в налоговый орган
информации;
-
как заполнить форму в случае наличия специальных символов в документах,
удостоверяющих личность;
-
каким образом направляется информация по индивидуальным
предпринимателям;
-
каким образом и с какой периодичностью в банк направляются запросы ФНС
об
уточнении информации;
-
как проводится форматно-логистический контроль;
-
каким образом банк будет уведомлен об отказе в приеме информации.
Вопрос
– ответ
Вопрос.
Какой период
следует учитывать при определении средней величины доходов от
реализации за
предыдущие четыре квартала, чтобы принять решение о переходе на
ежемесячные
авансовые платежи по налогу на прибыль?
Ответ. Средняя величина
доходов от
реализации за предыдущие четыре квартала определяется следующим
образом:
суммируются доходы от реализации за каждый из предыдущих четырех
кварталов,
после этого полученная сумма делится на четыре (среднеарифметическая
величина).
При этом в расчете участвуют четыре квартала, идущие подряд, независимо
от того,
к одному налоговому периоду (календарному году) они относятся или к
разным
(письма Минфина России от 24.12.2012 N 03-03-06/1/716, от 21.09.2012 N
03-03-06/1/493). Начиная с квартала, следующего за тем, в котором
средняя
величина выручки от реализации превысила лимит, организация переходит
на уплату
ежемесячных авансовых платежей.
Так,
в IV квартале 2021 года в расчете необходимо было учитывать доходы от
реализации за IV квартал 2020 года и за I, II, III кварталы 2021 года.
В I
квартале 2022 года - доходы от реализации за I, II, III, IV кварталы
2021 года.
Рекомендуем
также ознакомиться с материалами:
-
Вопрос: Выручка ООО за 1 квартал 2020 года составила 13 млн руб., за 2
квартал
2020 года - 18 млн руб., за 3 квартал 2020 года - 34 млн руб., за 4
квартал 2020
года - 80 млн руб., за 1 квартал 2021 года - 28 млн руб. С какой даты
организация должна перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей по
налогу
на прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.)
-
Энциклопедия решений. Как уплачивать ежемесячные авансовые платежи по
налогу на
прибыль в течение года?
-
Энциклопедия решений. Как уплачивать квартальные авансовые платежи по
налогу на
прибыль?
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный
бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел
контроль качества
28
января 2022 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в
рамках
услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения
подробной
информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок "Большая библиотека бухгалтера и
кадрового
работника"
Материалы
прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2022 г. N 4-П
"По делу о
проверке
конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 134 Федерального
закона
"О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой публичного
акционерного общества "Т Плюс"
КС
обязал гарантировать приоритетную оплату энергоресурсов на опасных
объектах во
избежание техногенных катастроф.
Банкрот,
эксплуатирующий опасный объект (шахту), в первоочередном порядке
оплатил
поставленную ему теплоэнергию для предотвращения техногенной
катастрофы, чем
вызвал недовольство других кредиторов. Суды не связали эти платежи с
мерами по
недопущению катастроф. Они назвали расходы эксплуатационными и отнесли
их к
четвертой очереди по текущим платежам. РСО обязано продолжать поставку
тепла и
горячей воды в шахту, что не трансформирует спорные платежи во
внеочередные.
РСО считает, что запрет на отказ от поставки социально значимым
потребителям
энергоресурса должен сочетаться с гарантиями его приоритетной оплаты.
Конституционный
Суд РФ согласился с этим и признал спорную норму не соответствующей
Конституции. Специфика опасных производственных объектов такова, что во
избежание катастрофы и гибели людей важно не хозяйственное продолжение
деятельности банкрота, а поддержание работы соответствующего
оборудования.
Недостаточность специальных технических знаний должна восполняться
нормативным
регулированием. Однако спорная норма этого не обеспечивает.
КС
предписал федеральному законодателю и Правительству ввести правовой
механизм,
гарантирующий внеочередную оплату энергоресурсов для поддержания работы
опасных
объектов. Следует уточнить критерии отнесения платежей к
соответствующим
расходам. До внесения таких изменений КС сам установил порядок
применения
спорной нормы. Для оценки рисков конкурсный управляющий или суд могут
обратиться в орган, уполномоченный в сфере безопасности
функционирования опасных
объектов. Решения по делу заявителя должны быть пересмотрены.
Постановление
Правительства РФ от 28 января 2022 г. N 65
"О порядке
функционирования информационной системы "Одно окно" в сфере
внешнеторговой деятельности"
ИС
"Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности: структура, порядок
доступа и пользования.
Урегулированы
вопросы функционирования ИС "Одно окно" в сфере внешнеторговой
деятельности. Ее оператором выступает Российский экспортный центр.
Приведен
перечень документов и информации, связанных с ведением внешнеторговой
деятельности и предоставляемых с использованием ИС. Перечислены
входящие в нее
подсистемы. Через ИС можно подавать заявления на оказание некоторых
госуслуг и
получать результаты.
Прописаны
правила допуска к ИС. Определены участники системы и порядок их
взаимодействия.
Постановление
вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных
положений, для
которых предусмотрены иные сроки.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 1 февраля 2022 г.
Постановление
Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 60
"О мерах по
информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок
товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по
организации в
ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты
Правительства
Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных
положений
актов Правительства Российской Федерации"
В
связи с поправками к законодательству обновлены акты, касающиеся ЕИС в
сфере
закупок.
Утверждены
Положение о ЕИС в сфере закупок и Положение о порядке формирования и
размещения
информации и документов в ЕИС, о требованиях к их формам. Постановление
2015 г.
о порядке функционирования ЕИС при этом признано утратившим силу.
Утверждено
Положение об эксплуатации ЕИС. Постановление 2018 г. об установлении
требований
к эксплуатации ЕИС, порядку формирования, хранения и использования
содержащейся
в ней информации при этом признано утратившим силу.
Закреплены
новые правила регистрации участников закупок в ЕИС и ведения реестра
участников. Они заменят правила 2018 г.
Установлены
новые правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок,
принятых
по ним решений и выданных предписаний, представлений по 44-ФЗ. Они
заменят
правила 2015 г.
Определены
Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
Закреплены
новые требования к региональным и муниципальным информсистемам в сфере
закупок.
Они заменят требования 2013 г.
Правила
мониторинга доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки и
Правила
фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в ЕИС, на
электронной площадке признаны утратившими силу.
Постановление
вступает в силу со дня опубликования, за исключением некоторых норм,
для
которых установлены иные сроки. Предусмотрены переходные положения.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 3 февраля 2022 г.
Распоряжение
Правительства РФ от 29 января 2022 г. N 126-р
Продлены
меры поддержки туроператоров в сфере выездного туризма.
Правительство
фактически освободило туроператоров в сфере выездного туризма от уплаты
в 2022
г. взносов в резервный фонд объединения туроператоров, установив их в
размере 1
руб. Аналогичная мера поддержки применялась в
2020-2021 гг.
Кроме
того, участники отрасли будут платить сокращенные взносы в фонд
персональной
ответственности туроператоров за 2022 г. - 0,25% вместо 1% общей цены
турпродукта в сфере выездного туризма.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 3 февраля 2022 г.
Приказ
Росздравнадзора
от 29 декабря 2021 г. N
12462
"Об утверждении
форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере
здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за
исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими
организациями и
другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на
территории инновационного центра "Сколково")"
Лицензирование
меддеятельности: с 1 марта - новые формы документов.
Росздравнадзор
обновил формы документов, используемых в процессе лицензирования.
В
частности, утверждена новая форма уведомления о предоставлении
лицензии. Оно
направляется лицензиату в течение 1 рабочего дня после внесения записи
о
предоставлении лицензии в реестр лицензий и содержит ссылку на сведения
из
реестра лицензий, размещенные в Интернете.
Приказ
вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 2 февраля 2022 г. N
67096.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 2 февраля 2022 г.
Вопрос
– ответ
Вопрос. В
каких
нормативно-правовых актах установлены полномочия ревизионной комиссии в
некоммерческой организации с организационно-правовой формой -
Общероссийская
общественная организация?
Ответ.
Полагаем, что в настоящее
время не существует нормативно-правовых актов, устанавливающих
полномочия
ревизионной комиссии общественной организации. На практике такие
полномочия
устанавливаются в Уставе организации или в Положении о такой комиссии.
Поясним.
Общероссийская
общественная
организация является корпоративным юридическим лицом (статья 65.1 ГК
РФ).
Согласно пункту 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции
высшего органа
общественной организации относится «избрание ревизионной
комиссии (ревизора)»,
если иное не предусмотрено законом. При этом в ГК РФ полномочия
ревизионной
комиссии (ревизора) не установлены.
Согласно
пункту 2 статьи 123.1 ГК РФ
общественная организация относится к некоммерческим корпоративным
организациям.
Статьей 6 федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" определено, что общественная организация является формой
некоммерческой организации, однако в этом законе ревизионные комиссии
не
упоминаются вовсе.
Пунктом
3 статьи 6 закона 7-ФЗ
установлено, что особенности правового положения общественных
организаций
определяются иными федеральными законами. Таким законом является
федеральный
закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьей 7
которого установлено, что общественная организация является одной из
организационно-правовых форм общественного объединения. В статье 8
закона 82-ФЗ
дается определение общественной организации, но никакие органы с
ревизионными
функциями здесь также не упоминаются. Такие органы упомянуты в других
статьях.
Согласно статье 6 закона 82-ФЗ на общем собрании, съезде (конференции)
общественной организации формируются руководящие и
контрольно-ревизионные
органы, при этом члены общественной организации имеют право избирать и
быть
избранными в контрольно-ревизионные органы, а также контролировать
деятельность
руководящих органов в соответствии с уставом. Статьей 20 закона 82-ФЗ
определено, что устав общественной организации должен предусматривать
структуру
организации, её руководящие и контрольно-ревизионные органы, а также
компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки их
полномочий.
Эта же статья позволяет предусматривать в уставе и иные положения,
относящиеся
к деятельности общественной организации, не противоречащие
законам. Таким образом, и в законе 82-ФЗ полномочия
контрольно-ревизионных
органов не установлены.
На практике
полномочия контрольно-ревизионного органа общественной организации
определяются
в Уставе или в Положении о таком органе (см.
Апелляционное
определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16
декабря
2015 г. N 22-АПГ15-5, Определение Апелляционной
коллегии Верховного
Суда РФ от 18 июня 2020 г. N АПЛ20-149).
Ответ
подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр"
1 февраля 2022 г.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Книги
Галяшина
Е.И. Судебная
лингвистическая экспертиза: учебник. - "Проспект", 2021 г.
В
учебнике отражена теория и практика судебной лингвистической
экспертизы.
Изложены правовые основы судебно-экспертной деятельности
эксперта-лингвиста,
охарактеризованы пределы его профессиональной компетенции. Издание
обладает
свойством инновационной наукоёмкости, является первым в России
учебником по
судебной лингвистической экспертизе, раскрывающим сущность
криминогенных
речевых действий, методы и методологию их судебно-лингвистического
исследования
и иные теоретические, организационно-правовые и методические аспекты
судебной
лингвистической экспертизы на основе судебной экспертологии и судебного
речеведения. В книге впервые представлена частная теория судебной
лингвистической экспертизы, что даёт инструментарий для
юридико-лингвистического обеспечения безопасности коммуникации в
цифровой
среде. Отметим, что судебная лингвистическая экспертиза, как и другие
судебные
экспертизы, может применяться не только в уголовном, но в
соответствующих
случаях и административном или цивилистическом процессе.
Комментарий
к Закону
Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах"
(коллектив авторов). - Специально для системы ГАРАНТ, 2022 г.
Закон
РФ "О недрах" является одним из очень немногих законов РФ, принятых в
начале 90-х г. прошлого столетия. Хотя он претерпел ряд достаточно
существенных
изменений, концепция закона в целом сохранилась. Им регулируются
области
общественных отношений, связанные с извлечением полезных ископаемых из
недр, их
геологическим изучением, разведкой и добычей трудноизвлекаемых полезных
ископаемых, использованием отходов добычи, их переработкой, хранением
извлеченных полезных ископаемых, строительством и использованием
подземных
сооружений.
Рыжаков
А.П. Получение
образцов для сравнительного исследования в уголовном процессе.
Комментарий к
статье 202 УПК РФ. - Специально для системы ГАРАНТ, декабрь 2021 г.
В
эссе рассматривается интересный вопрос по поводу положений УПК РФ о
получении
образцов для сравнительного исследования, в частности, в соотношении
этого
полномочия следствия с правом лица не свидетельствовать против себя в
контексте
принудительного взятия образцов биоматериала, голоса, собственноручного
почерка
и других аналогичных; рассматривается круг лиц, у которых такие образцы
могут
быть получены. Автор отдельно останавливается на вопросе признания в
качестве
доказательства такого образца, полученного в рамках
оперативно-разыскных
мероприятий, а также указывает на несбалансированность этого
процессуального
права следователя в сравнении с процессуальными возможностями
представителя
заинтересованной стороны (адвоката подозреваемого, обвиняемого,
потерпевшего,
свидетеля), по сути в последнем случае исследуя вопрос применения по
аналогии
положений пп. "d)" п. 3 ст. 3 "Право на справедливое судебное
разбирательство" Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS
N
005 (Рим, 4 ноября 1950 г., с изм., доп. и протоколами,
ратифицированными РФ).
Защита
прокурором прав
несовершеннолетних: практическое пособие (коллектив авторов; под ред.
д.ю.н.,
проф. О.Н. Коршуновой). - "Юстиция", 2021 г.
Раскрыты
общие вопросы обеспечения защиты прокурором прав несовершеннолетних в
различных
сферах правоотношений. В пособии нашли отражение особенности
прокурорского
надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и
молодежи,
рассмотрены вопросы защиты прав несовершеннолетних в уголовном и
гражданском
судопроизводстве, в производстве по делам об административных
правонарушениях.
Предложены рекомендации по организации и проведению прокурорских
проверок
исполнения законов в различных сферах, приведена практика защиты
прокурором
прав несовершеннолетних в суде.
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков