ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
12 августа 2022 г. ВЫПУСК № 31 (831)
ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО
Постановление
Правительства РФ от 1
августа 2022 г. N 1365
"Об особенностях
правового
регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их
структурных
подразделениях и на отдельных производственных объектах"
Правительство
установило особенности трудовых правоотношений в организациях
оборонно-промышленного комплекса.
Особенности
правового регулирования трудовых отношений могут действовать в
отдельных
организациях оборонно-промышленного комплекса, их структурных
подразделениях и
на отдельных производственных объектах, участвующих в исполнении
госконтрактов
по гособоронзаказу, в период введения Правительством спецмер в сфере
экономики.
Перечень таких организаций утвердит Минпромторг.
Согласно
документу допускается привлечение работников к сверхурочной работе в
течение
года без их согласия, продолжительность которой не должна превышать 4
часов
ежедневно с оплатой всех сверхурочно отработанных часов не менее чем в
двойном
размере. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха может
составлять
не менее 24 часов. Разрешается отзывать работника из отпуска без его
согласия
при условии уведомления не позднее чем за 3 дня. Допускается
привлечение
работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их
согласия с
оплатой не менее чем в двойном размере.
Привлечение
некоторых категорий работников к сверхурочной работе и к работе в
выходные и
нерабочие праздничные дни допускается только с их письменного согласия
и при
условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья.
Особенности
трудовых отношений не распространяются на работников, привлечение
которых к
сверхурочным работам и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
запрещено.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 августа 2022 г.
Приказ
Департамента
труда и социальной защиты населения г. Москвы от 20 июля 2022 г. N 726
"О мерах по
реализации постановления Правительства Москвы от 6 июля 2022 г. N
1426-ПП"
Об
обеспечении возможности обращения за предоставлением социального
обслуживания
на дому совершеннолетним жителям города Москвы.
Утверждены:
Правила
определения индивидуальной потребности гражданина в социальном
обслуживании;
форма
заявления о признании нуждающимся в социальном обслуживании;
форма
решения о признании нуждающимся в социальном обслуживании;
форма
решения об отказе в признании нуждающимся в социальном обслуживании.
Правила
определения индивидуальной потребности гражданина в социальном
обслуживании
устанавливают состав и последовательность действий, направленных на
определение
индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании,
критерии
определения формы предоставления социального обслуживания, порядок
проведения
дополнительных оценочных мероприятий, направленных на определение формы
предоставления социального обслуживания, а также порядок оформления и
выдачи
направления на получение совершеннолетними гражданами социальных услуг
в форме
социального обслуживания на дому и совершеннолетними гражданами (в том
числе
недееспособными), не относящимися к категориям лиц, подвергшихся
насилию, лиц,
занимающихся бродяжничеством, и лиц без определенного места жительства,
социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, включая
правила
определения рекомендуемого поставщика социальных услуг из числа
включенных в
Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, и типа организации
социального обслуживания.
Вопрос
– ответ
Вопрос.
Сотрудница имеет
двоих детей в возрасте до 1,5 лет (разница в возрасте детей 1 год). Как
оформить отпуск по уходу до 1,5 лет? Она имеет право получить два
отпуска
одновременно или должна выбрать один? Ей положено два или одно пособие
по уходу
за ребенком до 1,5 лет?
Ответ. Рассмотрев
вопрос, мы пришли к
следующему выводу:
Работница
вправе находиться в отпуске по уходу за двумя детьми до 1,5 лет. В
таком случае
размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет суммироваться.
Обоснование
вывода:
Часть
первая ст. 256 ТК РФ предусматривает, что по заявлению женщины ей
предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста
трех лет.
Заявление на предоставление отпуска по уходу за ребенком составляется в
произвольной форме. В таком заявлении работник должен указать желаемый
период
отпуска*(1).
На
период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место
работы
(часть четвертая ст. 256 ТК РФ), а в период со дня предоставления этого
отпуска
до достижения ребенком возраста полутора лет выплачивается ежемесячное
пособие
по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N
255-ФЗ
"Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством", далее - Закон N 255-ФЗ;
часть первая ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей", далее - Закон N
81-ФЗ). Право на такое пособие имеют в том числе родственники,
фактически
осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному
страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством и
находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 13 Закона N
81-ФЗ), п. 42
Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий
гражданам,
имеющим детей, утвержденного приказом Минтруда России от 29.09.2020 N
668н
(далее - Порядок)).
Согласно
ч. 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, п. 56 Порядка для назначения и выплаты
ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:
-
заявление о назначении пособия;
-
свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка (детей), за которым
осуществляется уход, и его копия;
-
справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка
о том,
что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия,
а в
случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит)
либо
обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных
организациях, образовательных организациях высшего образования,
образовательных
организациях дополнительного профессионального образования и научных
организациях, - справка из органов социальной защиты населения по месту
жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по
уходу за
ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также
для лиц,
фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих
родителей)
ребенка.
Страховым
случаем для целей назначения пособия признается уход за ребенком до
достижения
им возраста полутора лет (п. 4 ч. 2 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ).
Следовательно, в
рассматриваемой ситуации имеют место два страховых случая, каждый из
которых
дает право одному из лиц, фактически осуществляющему уход за ребенком и
находящемуся в отпуске, получать пособие. При этом трудовым
законодательством
РФ не запрещено находиться в отпуске по уходу за двумя детьми
одновременно*(2).
Не допускается лишь одновременное предоставление отпуска по уходу за
одним и
тем же ребенком нескольким членам семьи (постановление Конституционного
Суда РФ
от 06.02.2009 N 3-П).
В
силу ч. 1 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за
ребенком
выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но
не
менее минимального размера этого пособия, установленного ч. 1 ст. 15
Закона N
81-ФЗ. Часть 2 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ, в свою очередь,
предусматривает, что в
случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста
полутора лет
размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом
суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка
застрахованного лица, определенного в порядке, установленном ст. 14
Закона N
255-ФЗ, но не может быть менее суммированного минимального размера
этого
пособия*(3).
Как
видно, ч. 2 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ распространяется на случаи, когда
одно
застрахованное лицо одновременно осуществляет уход за двумя и более
детьми, не
достигшими возраста 1,5 лет.
Соответственно,
если старшему ребенку еще не исполнилось 1,5 года, работница может
оформить
отпуск по уходу на обоих детей и получать суммированное пособие по
уходу за
ребенком. Если работница обратится к работодателю с соответствующим
заявлением
и представит необходимые документы, то работодатель обязан будет такой
отпуск
оформить.
Ответ подготовил:
Эксперт службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллер Оксана
Ответ прошел
контроль качества
7
августа 2022 г.
Материал
подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной
в
рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации
об услуге
обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
─────────────────────────────────────────────────────────────
*(1)
Смотрите также материал: Энциклопедия решений. Оформление отпуска по
уходу за
ребенком.
*(2)
При этом ТК РФ не предусматривает для работника возможности находиться
в двух и
более отпусках одновременно (абзац второй п. 20 постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства,
регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и
несовершеннолетних"). Такой работник будет находиться в одном отпуске
по
уходу за ребенком, при этом осуществлять в период такого отпуска уход
за двумя
детьми.
*(3)
Смотрите также материал: Энциклопедия решений. Размер ежемесячного
пособия в
случае ухода за двумя и более детьми.
ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Приказ Минфина
России от
28 июня 2022 г. N 100н
"О внесении
изменений в приложения N 1-5 к приказу Министерства финансов Российской
Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н "Об утверждении унифицированных
форм
электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении
бюджетного
учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений,
и
Методических указаний по их формированию и применению"
Вниманию
учреждений! Появились новые формы бухгалтерских регистров и электронных
первичных учетных документов.
Введены
новые унифицированные формы электронных первичных документов,
применяемых для
бюджетного, бухгалтерского учета государственных (муниципальных)
учреждений:
-
акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448);
-
накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф.
0510450);
-
требование-накладная (ф. 0510451);
-
акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452);
-
извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453);
-
заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через
подотчетное лицо (ф. 0510521).
Также
появились два новых бухгалтерских регистра. Первый - карточка
капитальных
вложений (ф. 0509211) - для учета информации о вложениях в объекты
нефинансовых
активов. Второй - карточка учета права пользования нефинансовым активом
(ф.
0509214) - для индивидуального учета объектов права пользования НФА по
договору
операционной аренды.
Приказ
применяется при ведении бюджетного, бухгалтерского учета
государственных
(муниципальных) учреждений с 1 января 2024 г. либо до указанного срока
в
случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета. При ведении
бюджетного учета уполномоченной организацией - с 1 января 2023 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 5 августа 2022 г. N 69510.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 5 августа 2022 г.
Приказ Минфина
России от
21 марта 2022 г. N 40н
"О внесении
изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной
классификации
Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные
приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н"
Минфин
уточнил правила формирования и применения КБК.
Скорректированы
правила формирования и применения КБК, их структура и принципы
назначения.
Обновлено
содержание элемента вида расходов "244 Прочая закупка товаров, работ и
услуг". В частности, включены оплата счетов по управлению МКД, оплата
поставки дизельного топлива, мазута, угля, дров, заправка
автотранспорта газом,
оплата договоров водоснабжения.
По
элементам вида расходов "413 Бюджетные инвестиции в капитальные объекты
в
рамках гособоронзаказа" и "414 Бюджетные инвестиции в капитальные
объекты государственной (муниципальной) собственности" также будут
отражать расходы на исполнение судебных актов в части выплаты стоимости
земель,
изъятых для госнужд.
Отражено
появление муниципальных округов.
Указан
код для федерального проекта "Комплексная система мониторинга качества
окружающей среды".
Поправки
применяются начиная с исполнения бюджетов на 2022 г.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 9 августа 2022 г. N 69572.
Опубликован
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 9 августа 2022 г.
Постановление
Правления
Пенсионного фонда России от 21 апреля 2022 г. N 63п
"Об утверждении
формата электронного документа, подтверждающего полномочия
представителя
страхователя"
ПФР
определил формат электронной доверенности страхователя.
С
10 января 2022 г. для предоставления сведений в ПФР можно использовать
электронную доверенность, подписанную УКЭП страхователя.
Пенсионный
фонд утвердил формат электронного документа, подтверждающего полномочия
представителя страхователя.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 5 августа 2022 г. N 69557.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 8 августа 2022 г.
Постановление
Правления
Пенсионного фонда России от 21 апреля 2022 г. N 62п
"О внесении
изменений
в некоторые акты Правления Пенсионного фонда Российской Федерации в
сфере
индивидуального (персонифицированного) учета"
ПФР
актуализировал формы документов для индивидуального
(персонифицированного)
учета.
В
связи с тем, что сведения о застрахованных лицах могут быть
предоставлены
страхователем лично либо через законного или уполномоченного
представителя, ПФР
скорректировал форму и формат сведений о трудовой деятельности
зарегистрированного лица (СЗВ-ТД). Уточнено, что сведения могут быть
предоставлены
в бумажном виде, если численность работающих зарегистрированных лиц
составляет
10 человек и менее (ранее - менее 25).
Также
скорректированы формы и форматы сведений о страховом стаже (СЗВ-СТАЖ),
сведений
по страхователю, передаваемых в ПФР для индивидуального
(персонифицированного)
учета (ОДВ-1), о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном
лицевом
счете (СЗВ-КОРР), о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и
иных
вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах
трудовой
и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж (СЗВ-ИСХ).
Изменен
порядок формирования реестра застрахованных лиц, за которых перечислены
дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и уплачены
взносы
работодателя (форма ДСВ-3).
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 5 августа 2022 г. N 69558.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 8 августа 2022 г.
Новые
материалы в системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"
Книги
Краев
Н.А. Комментарий к
Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном
оборонном заказе" (постатейный; издание пятое, перераб. и доп.). -
"Деловой двор", 2022 г.
Рассмотрены
процедуры банковского сопровождения сделок, вопросы уточнения режима
использования отдельного счёта, расширения перечня лиц, допущенных к
единой
информационной системе гособоронзаказа, изменения планирования закупок
по
гособоронзаказу, уточнения условий указания идентификатора
государственного
контракта, регламентации сервисного обслуживания вооружения и военной
техники,
предоставления информации о формировании цен на продукцию по
гособоронзаказу.
Материалы прессы
Информационный
блок
"Библиотека консультаций. Кадры"
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА
Постановление
Правительства РФ от 9 августа 2022 г. N 1397
"О независимых
гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в
конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с
участием
субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых
гарантиях,
предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора,
заключаемого по
результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые
акты
Правительства Российской Федерации"
Конкурентные
закупки по 223-ФЗ с участием малого и среднего бизнеса: прописаны
дополнительные требования к независимой гарантии.
Правительство
установило:
-
дополнительные требования к независимой гарантии, предоставляемой в
качестве
обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке в электронной
форме с
участием субъектов МСП по 223-ФЗ и договора, заключаемого при
осуществлении
такой закупки;
-
типовые формы независимых гарантий;
-
перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с
требованием об уплате денежной суммы по независимой гарантии;
-
форму указанного требования;
-
особенности ведения реестра независимых гарантий для целей 223-ФЗ.
Постановление
вступает в силу с 1 октября 2022 г., за исключением отдельных
положений, для
которых предусмотрены иные сроки.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 10 августа 2022 г.
Постановление
Правительства РФ от 8 августа 2022 г. N 1395
"О
государственных
гарантиях Российской Федерации по кредитам или облигационным займам,
привлекаемым российскими юридическими лицами на цели развития
инфраструктуры"
Бизнесу
предоставят госгарантии по инфраструктурным кредитам.
Российские
компании в сфере транспорта, строительства, ЖКХ, энергетики, связи и
информационных технологий могут рассчитывать на дополнительную
господдержку в
виде госгарантий по привлекаемым ими кредитам и облигационным займам на
развитие инфраструктуры. Правительство определило правила
предоставления госгарантий.
Госгарантией
может быть обеспечено до 50% обязательств по погашению основного долга
по
кредиту (займу), взятому на срок от 3 до 30 лет. Минимальная сумма
гарантии - 2
млрд руб. Доля собственных средств компании в стоимости
инфраструктурного проекта
должна быть не менее 20%.
Опубликовано
на "Официальном интернет-портале правовой информации"
(www.pravo.gov.ru) 8 августа 2022 г.
Распоряжение
Минтранса
России от 4 августа 2022 г. N АК-198-р
"Об утверждении
официальных разъяснений обязательных требований, установленных пунктами
2, 4,
16 и 18 Порядка выдачи карточек (карт), используемых в цифровых
контрольных
устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденного
приказом
Министерства транспорта Российской Федерации от 23 октября 2020 г. N
435"
Минтранс
разъяснил, как работать водителям в отсутствие карты тахографа, если
нет
компонентов для ее изготовления.
Минтранс
дал официальные разъяснения по порядку выдачи карт водителя,
используемых в
тахографах.
Если
карта водителя транспортного средства, допущенного к международным
автоперевозкам и оснащенного тахографом, не находится в распоряжении
водителя,
т. к. нет технической возможности ее выдачи (нет компонентов для
изготовления),
водитель вправе использовать распечатки контрольного устройства во
время
внутрироссийских перевозок.
Новые материалы в
системе ГАРАНТ
Информационный
блок
"Большая библиотека юриста"
Книги
Утрата
доверия по
законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие
(коллектив
авторов; отв. ред. д.ю.н., проф. И.И. Кучеров). - "Инфотропик Медиа",
2022 г.
В
пособии раскрываются теоретические подходы к феномену утраты доверия,
включая
конституционно-правовые основы его функционирования, вопрос о его роли
и месте
в законодательстве о противодействии коррупции, а также в трудовом
законодательстве. В связи с процессом цифровизации, который определяет
ряд
важных направлений развития современного общества и государства,
исследованы
понятие, значение и характеристика реестра лиц, уволенных в связи с
утратой
доверия.
Смоляров
М.В. Выбор меры
пресечения подозреваемому (обвиняемому) в совершении преступления:
анализ
судебной практики. - "Право Доступа", 2022 г.
Автором
рассматриваются варианты применения в России мер пресечения
подозреваемому
(обвиняемому) в совершении преступления, даётся оценка того, как
изменялась
практика использования меры пресечения в виде заключения под стражу в
течение
последних 10 лет. Проанализирована российская судебная практика, в
результате
чего установлены причинно-следственные связи определения факторов,
способствующих назначению той или иной меры пресечения, а также
показана
эмпирическая взаимосвязь того, как выбранная мера пресечения в
последующем
влияет на постановление приговора.
Актуальные
проблемы
права России и Франции: взгляд российских и французских юристов
(монография)
(под общ. ред. проф. В.В. Блажеева, проф. М.А. Егоровой). -
"Проспект", 2022 г.
Коллективная
монография российских и французских авторов посвящена исследованию
актуальных
проблем права России и Франции в контексте глобальных
социально-экономических
преобразований современности. Учёные-правоведы, укрепляя взаимный
интерес к
изучению российской и французской правовой школы, особое внимание
уделяют
применяемым способам правового регулирования новых направлений:
искусственного
интеллекта, криптовалюты, цифровых технологий в медицинском,
экологическом и авторском
праве.
Материалы
прессы
Новые
материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ
АРХИВ Выпусков