ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
11 сентября 2020 г. ВЫПУСК № 36 (733)



Вести для Юриста Вести для Бухгалтера Вести для Каждого Архив Вестей

ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО

 

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2020 г. N 1372

"О внесении изменения в пункт 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 346"

 

Выплату в 3 000 руб. безработные родители получат и в сентябре.

Правительство РФ продлило на сентябрь 2020 г. выплату 3 000 руб. к пособию по безработице на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Постановление вступает силу со дня его официального опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 9 сентября 2020 г.

 

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2020 г. N 1357

"Об утверждении Правил использования информации о взаимозаменяемых лекарственных препаратах для медицинского применения и дачи разъяснений по вопросам взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, а также о внесении изменения в особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

 

Правительство РФ определило порядок использования информации о взаимозаменяемых лекарственных препаратах. Такие данные, а также перечень взаимозаменяемых препаратов можно будет найти на сайте Минздрава.

Сведения используются медработниками при назначении препарата, входящего в отдельную группу в рамках одного международного непатентованного (химического или группировочного) наименования, в каждой из которых препараты являются взаимозаменяемыми. Взаимозаменяемость лекарств не может быть ограничена лечащим врачом, за исключением наличия медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Также информацию могут использовать заказчики при закупках препаратов и фармработники.

Урегулированы вопросы дачи разъяснений по взаимозаменяемости лекарств.

Уточнены особенности описания препаратов - объектов закупки.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 сентября 2020 г.

 

Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2020 г. N 1334

"О приостановлении течения сроков, установленных пунктом 9 статьи 1691 Налогового кодекса Российской Федерации"

 

О возврате иностранцам НДС, уплаченного по вывозимым из России товарам.

Иностранцы вправе обратиться за компенсацией НДС по купленным в России товарам в течение 1 года со дня приобретения при условии их вывоза в течение 3 месяцев с даты покупки.

Решено приостановить течение этих сроков по 31 декабря 2020 г.

Постановление вступает в силу со дня опубликования и применяется в отношении товаров, приобретенных с 1 января по 30 декабря 2020 г.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 сентября 2020 г.

 

Постановление Правительства РФ от 29 августа 2020 г. N 1312

"Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации"

 

Кабмин назначил новые стимулирующие выплаты военнослужащим и работникам, участвующим в борьбе с коронавирусом.

В 2020 г. стимулирующие выплаты при оказании медпомощи гражданам с коронавирусом и лицам из групп риска будут также получать:

- военнослужащие-контрактники;

- сотрудники, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах УИС;

- лица, проходящие службу в войсках нацгвардии и имеющие специальные звания полиции;

- сотрудники ОВД, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также МГУ.

Указаны должности. Размер выплат составит от 20% до 100% от среднемесячного дохода.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

 

Приказ Министерства культуры РФ от 24 июля 2020 г. N 830

"Об утверждении формы ваучера на перенесенное зрелищное мероприятие (формы электронного ваучера на перенесенное зрелищное мероприятие)"

 

Меняем билет на перенесенный концерт на ваучер.

Минкультуры утвердило форму ваучера (в том числе электронного) на перенесенное зрелищное мероприятие.

Организации культуры вправе обменять билеты на перенесенные из-за пандемии концерты, спектакли или экскурсии на ваучеры. Перенесенные мероприятия должны быть проведены в течение 18 месяцев со дня отмены ограничений. Не позднее чем за 30 дней до проведения мероприятия происходит обратный обмен ваучеров на новые билеты на сопоставимых либо лучших условиях посещения без какой-либо доплаты.

Если организация культуры в течение 6 месяцев со дня отмены ограничений не определит дату и время проведения перенесенного мероприятия, оно считается отмененным. Посетителям должны вернуть полную стоимость билета.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 сентября 2020 г. N 59691.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 сентября 2020 г.

 

Информация Минфина России от 3 сентября 2020 года

 

Минфин России не предлагает вводить никаких новых налогов на доходы физических лиц, получаемые с продаж подержанных вещей с использованием электронных площадок (таких как Авито) и социальных сетей.

При продаже подержанных вещей с использованием электронных площадок и социальных сетей граждане, как правило, не уплачивают налоги, так как:

- НК РФ предусмотрено освобождение от НДФЛ доходов при продаже имущества со сроком владения более 3-х лет (для недвижимости в некоторых случаях - со сроком владения более 5 лет);

- доходы от продажи поддержанных вещей в большинстве случаев меньше ранее произведенных расходов на их покупку;

- НК РФ также предусмотрен имущественный налоговый вычет в размере 250 тыс. рублей за налоговый период.

Никаких новаций и изменений в части уплаты и взимания НДФЛ Минфин не предлагает. Речи о каком-то дополнительном налогообложении не идет и такой вопрос не обсуждается.

 

Постановление Правительства Москвы от 1 сентября 2020 г. N 1421-ПП

"О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 911-ПП"

 

Скорректирован порядок исчисления величины среднедушевого дохода семьи в целях получения ежемесячного пособия на ребенка.

Установлено, что до 31 декабря 2020 г. при исчислении дохода семьи для назначения ежемесячного пособия на ребенка не учитываются доходы членов семьи, признанных на день подачи заявления о назначении ежемесячного пособия на ребенка безработными.

Уточняется, что доход семьи для исчисления среднедушевого дохода семьи определяется как общая сумма доходов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячного пособия, исходя из состава семьи на день обращения за назначением пособия на ребенка. Ранее учитывался доход семьи за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением пособия.

Опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 2 сентября 2020 г.

 

ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Приказ Министерства культуры РФ от 29 июня 2020 г. N 702

"Об утверждении форм билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе форм электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности"

 

Обновлены формы билетов и абонементов в театры, музеи и филармонии.

Для музеев и организаций исполнительских искусств заново установлены формы билета, абонемента и экскурсионной путевки (включая электронные) как бланки строгой отчетности.

Они заменят формы 2008 г., которые можно использовать до 1 июля 2022 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 сентября 2020 г. N 59670.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 сентября 2020 г.

 

Приказ Министерства культуры РФ от 17 июня 2020 г. N 664

"Об утверждении порядка формирования и расчета общей стоимости сопутствующих услуг, оказываемых покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки"

 

Минкультуры установило, как определяется стоимость сопутствующих услуг при продаже билетов на концерты, в театры и музеи.

Минкультуры определило, как формируется и рассчитывается стоимость сопутствующих услуг, оказываемых покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки.

К таким услугам относятся:

- услуги по бронированию билета, абонемента, путевки;

- услуги по формированию билета;

- услуги по информированию покупателя;

- иные информационно-консультационные услуги.

Общая стоимость сопутствующих услуг при продаже билетов на мероприятия, проводимые государственными или муниципальными организациями культуры, должна быть менее 10% цены билета. Определена доля каждой из перечисленных услуг в общей стоимости.

При продаже билетов на мероприятия иных организаций культуры доля каждой услуги в общей стоимости сопутствующих услуг может быть иной и определяется в договоре.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 2020 г. N 59698.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 сентября 2020 г.

 

Приказ ФНС России от 19 августа 2020 г. N ЕД-7-3/591@

"О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме"

 

ФНС актуализировала форму и формат декларации по НДС.

ФНС скорректировала форму и формат декларации по НДС, а также форматы предоставления сведений из книги покупок, продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Большая часть поправок связана с принятием Закона о защите капиталовложений, уточнением перечня льгот по налогу. Обновлены коды операций.

Приказ вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня опубликования и применяется начиная с декларации по НДС за IV квартал 2020 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 сентября 2020 г. N 59728.

 

Приказ ФНС России от 28 июля 2020 г. N ЕД-7-19/477@

"О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@"

 

Справки о состоянии расчетов по налогам и сборам больше не будут подписываться руководителем налогового органа и скрепляться печатью.

ФНС скорректировала формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам. Исключены такие реквизиты, как подпись руководителя и печать налогового органа. Это позволит сократить сроки предоставления справок.

Скорректированы и электронные форматы справок.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2020 г. N 59655.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 сентября 2020 г.

 

Приказ ФНС России от 28 июля 2020 г. N ЕД-7-21/475@

"О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 N СА-7-21/405@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271 @ и от 04.10.2018 N ММВ-7-21/575@"

 

Декларацию по налогу на имущество организаций за 2020 г. будем подавать по новой форме.

ФНС обновила форму декларации по налогу на имущество организаций. Изменения обусловлены:

- переносом сроков уплаты налога и авансовых платежей в 2020 г. в связи с пандемией;

- расширением перечня кодов налоговых льгот в связи с освобождением ряда организаций от уплаты налога за II квартал 2020 г.;

- введением норм о стабилизации правил налогообложения имущества организации на период действия соглашения о защите и поощрении капиталовложений.

Скорректирован порядок заполнения декларации, уточнен ее электронный формат.

Приказ вступает в силу через 2 месяца со дня его официального опубликования и применяется с подачи декларации по налогу на имущество за налоговый период 2020 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 сентября 2020 г. N 59615.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 сентября 2020 г.

 

Вопрос - ответ

 

Вопрос. С какого момента увеличивается предельный размер выручки по УСН до 200 млн рублей?

 

Ответ. По Вашему вопросу мы пришли к следующему выводу:

 

Увеличение до 200 миллионов рублей предельного размера выручки, при превышении которого утрачивается право на применение УСН, предусмотрено С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА (подпункт а) пункта 2 статьи 1 и пункт 2 статьи 3 федерального закона от 31 июля 2020 г. N 266-ФЗ).

 

Ответ подготовлен на основании следующих материалов:

 

Пункт 4 статьи 346.13 НК РФ В РЕДАКЦИИ федерального закона от 31 июля 2020 г. N 266-ФЗ С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА): «4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, … превысили 200 млн. рублей…,, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям….»;

Информация Федеральной налоговой службы от 3 августа 2020 г. "Подписан закон о переходном периоде для субъектов МСП, превысивших установленные для применения УСН ограничения": «если доходы плательщика УСН превысят 150 млн рублей, но не более чем на 50 млн рублей, а средняя численность работников - 100 человек, но не более чем на 30 человек, то он сможет продолжить применять этот налоговый режим.

В течении переходного периода ставка налога увеличится незначительно:

- с 6 до 8% для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения в виде доходов;

- с 15 до 20% для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Воспользоваться переходным периодом можно будет начиная с квартала, когда были превышены установленные для УСН лимиты по объему доходов и количеству сотрудников.

УКАЗАННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВСТУПАЮТ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА»;

Мониторинг федерального законодательства от 8 августа 2020 года (подготовлено экспертами компании "Гарант"):  «Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 266-ФЗ

По вопросам УСН внесены следующие поправки.

Повышен размер выручки и количество сотрудников, при превышении которых утрачивается право на применение "упрощенки". Порог увеличился со 150 млн до 200 млн руб и со 100 до 130 человек.

Данные изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по УСН»;

Пункт 1 статьи 346.19 НК РФ: «Налоговым периодом признается календарный год».

 

Возможно, Вам также будут полезны материалы, содержащие дополнительную информацию по тематике вопроса:

 

Энциклопедия решений. Условия применения УСН. Ограничения при УСН;

 

Изменения УСН: новые лимиты и ставки (журнал "Практическая бухгалтерия", N 8, август 2020 г.);

 

Обзор изменений по УСН - 2021 (подготовлено экспертами компании "Гарант").

 

Ответ подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр"  31 августа 2020 г.

 

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"

 

Материалы прессы

 

  • Назад в будущее. Особенности переноса убытков в 2020 году (Л. Фомина, газета "Финансовая газета", N 30, август 2020 г.)
  •  Инструкция по персонифицированному учету: что изменилось? (Т.Н. Точкина, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2020 г.)
  •  Приставам не приставать. Новые правила перечисления денежных средств (Л. Фомина, газета "Финансовая газета", N 29, август 2020 г.)
  •  Особенности применения новой модели признания выручки по МСФО (Э.Ю. Шатунов, журнал "Аудитор", N 7, июль 2020 г.)
  •  Информация из ГИР БО: доступность и достоверность. Комментарий к информации ФНС России от 29.05.20 "Бухгалтерская отчётность теперь доступна онлайн" (Т. Маслова, журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 7, июль 2020 г.)
  •  Инвентаризация при налоговой проверке (И. Огудин, журнал "Практический бухгалтерский учет", N 7, июль 2020 г.)
  •  Типовые нарушения и недостатки в бухгалтерском учете и отчетности (А. Репин, журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 8, август 2020 г.)
  •  Смягчающие налоговую ответственность обстоятельства (Е. Тарасова, журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 8, август 2020 г.)
  •  Электронные формы первичных учетных документов (О. Фурагина, журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2020 г.)
  •  Изменения в законе об электронной подписи (О. Фурагина, журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2020 г.)
  •  Направлять ли на медосмотр лиц, долго работающих за компьютером? (С.П. Фролов, журнал "Руководитель бюджетной организации", N 8, август 2020 г.)
  •  Бухгалтерский учет запасов стал более современным (М.В. Подкопаев, журнал "Бухгалтер Крыма", N 8, август 2020 г.)
  •  Срок давности по взысканию налоговой задолженности (Н.К. Сенин, журнал "Бухгалтер Крыма", N 8, август 2020 г.)
  •  Камеральная проверка декларации по "упрощенному" налогу: пояснения для налогового органа (В.С. Позняк, журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2020 г.)

 

Информационный блок "Библиотека консультаций. Кадры"

 

  • Внеплановый и целевой инструктажи (журнал "Культура безопасности труда", N 8, август 2020 г.)
  •  Как прийти к нулевому травматизму и сэкономить? Реальный кейс (П. Кузубов, М. Коновалова, журнал "Культура безопасности труда", N 8, август 2020 г.)
  •  Документирование проверок Государственной инспекцией труда (С.А. Глотова, журнал "Делопроизводство", N 3, июль-сентябрь 2020 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: Организация-арендодатель предоставляет помещения в аренду. Между организацией-арендодателем и организацией-арендатором заключен агентский договор на предоставление коммунальных услуг. Каков порядок перевыставления коммунальных услуг в бухгалтерском учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.)
  •  Вопрос: Сотрудник, заболев COVID-19, ушел на больничный, при этом он, зная свой диагноз, пришел на мероприятие к сотрудникам (корпоратив), ввиду чего работодателю пришлось обследовать на новую коронавирусную инфекцию всех контактных с ним сотрудников. В Роспотребнадзор направлено письмо о наличии больного коронавирусом и контактных с ним сотрудников. Лиц, контактировавших с больным COVID-19, не отстранили, за ними установлено медицинское наблюдение своими силами с фиксацией в журнале "Наблюдения за контактными". У всех контактных лиц пришли отрицательные результаты на коронавирус. Можно ли с сотрудника, больного COVID-19, удержать деньги за обследование тех сотрудников, в контакте с которыми он был? В каком порядке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.)
  •  Вопрос: Предприятие заключило договор с организацией на осуществление услуг по организации деловых поездок (проживание, проезд, оформление виз и т.д.) для сотрудников. Какие документы будут являться подтверждением данных расходов в целях налогообложения прибыли? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.)
  •  Вопрос: По какой статье (подстатье) КОСГУ приобретать Центру временного содержания детей, оставшихся без попечения родителей, сумки (рюкзаки) школьные для воспитанников, проживающих в учреждении? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.)

ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2020 г. N 1336

"Об утверждении требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости"

 

Контроль (надзор) в отношении застройщиков: требования к организации и проведению.

Установлены требования к организации и проведению контроля (надзора) в отношении лиц, привлекающих средства дольщиков. В частности, к таким лицам относятся застройщики.

Предусмотрены внеплановые проверки, профилактика нарушений обязательных требований, контроль без взаимодействия с застройщиками, пресечение и (или) устранение последствий выявленных нарушений.

Без взаимодействия проводятся анализ ежеквартальной отчетности и обязательной к раскрытию информации, наблюдение посредством ЕИС жилищного строительства.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 сентября 2020 г.

 

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2020 г. N 1324

"Об отдельных вопросах возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году"

 

Подаем заявки в ДОМ.РФ в связи с увеличением лимита средств на выдачу льготных ипотечных кредитов.

Правительство установило порядок определения лимитов средств на выдачу банками льготных ипотечных кредитов, по которым им возмещаются недополученные доходы, в связи с увеличением общей суммы таких кредитов на 160 млрд руб.

Заявки для определения лимита средств банки могут подать в АО "ДОМ.РФ" в течение 10 календарных дней с даты вступления в силу данного постановления.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 сентября 2020 г.

 

Постановление Правительства РФ от 29 августа 2020 г. N 1310

"Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в отношении которых устанавливаются предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей"

 

Правительство сможет ограничить цены на лекарства в случае их резкого подорожания или ЧС.

Правительство определило порядок ограничения отпускных цен и надбавок на лекарства. Это допускается в случае чрезвычайной ситуации, угрозы распространения опасных заболеваний или резкого подорожания такой продукции.

Росздравнадзор на основании заявок региональных властей формирует перечень лекарств, цены и надбавки на которые предполагается ограничить, и направляет его в Минздрав. В случае ЧС или угрозы распространения опасных заболеваний Министерство вносит в Правительство проект акта об ограничении цен на лекарства. Если такой опасности нет, решение о регулировании цен и надбавок принимается после проведения мониторинга цен.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 сентября 2020 г.

 

Постановление Правительства РФ от 29 августа 2020 г. N 1309

"Об утверждении Правил формирования перечня медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются предельные отпускные цены производителей, предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей"

 

Кабмин утвердил порядок составления перечня медизделий, в отношении которых вводятся предельные отпускные цены, оптовые и розничные надбавки к ним.

При возникновении ЧС или угрозы распространения инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, могут быть установлены предельные отпускные цены на медизделия, оптовые и розничные надбавки к ним. Еще один случай - в течение 30 календарных дней после принятия Правительством РФ решения о проведении мониторинга розничных цен на медизделия выявлен рост этих цен на 30% и более.

Урегулированы вопросы составления перечня медизделий, в отношении которых устанавливаются цены и надбавки.

Показатели будут определяться для каждого региона.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 сентября 2020 г.

 

Вопрос – ответ

 

Вопрос. В период действия режима повышенной готовности большое число работников производственной организации находилось на больничном, вследствие чего организация не могла в полном объеме выполнять заказы по договору поставки. Покупатель выставляет штраф за недопоставку товаров. Организация считает, что штраф оплачивать не должна, так как в данном случае имеют место обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). Чем можно аргументировать свою позицию? Существует ли свежая судебная практика по Москве и Московской области?

 

Ответ. Для освобождения от ответственности за недопоставку товаров поставщик должен доказать: наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы; наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и недопоставкой товаров; добросовестное принятие поставщиком разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков. По общему правилу поставщик должен доказать также свою непричастность к созданию обстоятельств непреодолимой силы, однако, по нашему мнению, для случая коронавирусной инфекции в Вашем случае такая непричастность является очевидной.

Московский поставщик может сослаться на конкретные ограничительные меры, введенные в городе Москве Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в период, относящийся к имеющей место недопоставке товаров, которые привели к невозможности изготовить и поставить товар в полном объеме, а также на пункт 20.1 названного Указа, согласно которому распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности, который является обстоятельством непреодолимой силы.

Ваша организация может ссылаться на любые фактические обстоятельства, которые повлияли на невозможность исполнения ее обязательства по поставке товаров в полном объеме, за исключением обстоятельств, наступление которых зависело от действий самого поставщика. В частности, можно ссылаться на временную полную или частичную приостановку производства из-за коронавируса и на тот факт, что до такой приостановки обязательства по поставке исполнялись надлежащим образом.

Рекомендуем также рассмотреть возможность получения Вашей организацией заключения Московской торгово-промышленной палаты об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности. Такое заключение оформляется на основании письменного заявления заинтересованного лица (пункт 2.1 Методических рекомендаций, утв. Письмом Торгово-промышленной палаты РФ от 27 марта 2020 г. N 02в/0241). К заявлению необходимо приложить документы, указанные в пункте 2.3 названных Методических рекомендаций.

Обращаем Ваше внимание на то, что вопрос об освобождении от ответственности за невыполнение обязательств (в том числе штрафных санкций) может быть разрешен ТОЛЬКО судом (в случае несогласия торговой сети с доводами Вашей организации). Судебная практика, соответствующая Вашему запросу, в настоящее время отсутствует.

 

Ответ подготовлен на основании следующих материалов:

 

Вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.): «… признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

…если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:

а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;

б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;

в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;

г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков»;

 

Куликов Д. Коронавирус и срывы сроков поставки товаров: что делать? (ГАРАНТ.РУ, 12 марта 2020 г.), параграф "Причинно-следственная связь между вирусом и задержкой поставки": «Как пример, чтобы доказать влияние вируса на исполнение договора, нужно будет продемонстрировать суду или арбитражу следующую логику:

1. "По причине коронавируса на заводе N была объявлена временная приостановка производства" (это подтверждается локальным актом, обычно распоряжением генерального директора);

2. "До момента объявления временной приостановки по причине коронавируса договор исполнялся в соответствии с утвержденным графиком" (это можно подтвердить ранее исполненными в срок поставками и документами на изготовленную продукцию, принятую кладовщиком на склад, о чем кладовщик делает соответствующую запись в журнал).

Соответственно, если до этого были случаи просрочки поставки, непоставки или нехватки товара, то другая сторона обязательно обратит внимание суда на этот факт. По совокупности представленных доводов и доказательств судья или арбитры будут принимать решение»;

 

Информация Торгово-промышленной палаты РФ, март - апрель 2020 г. "Открыта "горячая линия" для предпринимателей": «…можно обратиться в соответствующую торгово-промышленную палату субъекта Российской Федерации, которым ТПП России рекомендовано в случае обращения организаций и предпринимателей и при наличии достаточных оснований оформлять Заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности (протокол Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 г. N 3).

…заявитель должен представить в торгово-промышленную палату сведения и документы, обосновывающую непосредственное влияние Указов N 206 и N 239, на исполнение им конкретного обязательства, предусмотренного договором, в частности:

- о том, что исключения, предусмотренные пунктом 2 Указа N 206, пунктом 4 Указа N 239, а также соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, для региональных системообразующих организаций), на работников данной организации (индивидуального предпринимателя) не распространяются;

о том, что организация (непосредственная сфера ее деятельности, ее работники) не подпадает под действие ограничительных (запретительных) мер, устанавливаемых субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа N 239;

- о наличии локального правового акта данной организации (приказ, распоряжение) по вопросам организации деятельности предприятия в период действия Указов N 206 и N 239 (в т.ч. о переводе работников на дистанционный режим работы или режим нерабочих дней и т.п.);

- о невозможности обеспечить производственную или иную деятельность в нерабочие дни согласно ранее утвержденному в организации плану производства, графику работ на этот период или иных подобных документов.

В случае представления заявителем вышеуказанных сведений, подтвержденных соответствующими документами, и при установлении прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, торгово-промышленная палата вправе оформить и выдать заявителю заключение об обстоятельствах непреодолимой силы»;

 

Письмо Торгово-промышленной палаты РФ от 26 марта 2020 г. N ПР/0315: «…Прошу организовать с 26 марта 2020 года для всех форм организаций и предпринимателей работу по выдаче Заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности, и связанных с такой выдачей консультаций, на бесплатной основе»;

 

Пункт 2.3 Методических рекомендаций по вопросам выдачи торгово-промышленными палатой заключений об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности (утв. Письмом Торгово-промышленной палаты РФ от 27 марта 2020 г. N 02в/0241): «2.3. К заявлению прилагаются следующие сведения и документы 1:

2.3.1. Правоустанавливающие и регистрационные документы заявителя (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе с указанием ОГРН (индивидуальный предприниматель представляет копию свидетельства индивидуального частного предпринимателя и копию общегражданского паспорта)).

2.3.2. Документы, подтверждающие возникновение обязательств по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности:

- договор (контракт), содержащий форс-мажорную оговорку, предусматривающую обстоятельства, освобождающие стороны от ответственности, и которые стороны согласились считать обстоятельствами непреодолимой силы, а также иную информацию, касающуюся условий освобождения сторон от ответственности при возникновении указанных обстоятельств;

- приложения и спецификации к договору (контракту), если такие имеются;

- справка об объемах выполненных по договору (контракту) обязательств.

2.3.3. Документы компетентных органов, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств непреодолимой силы».

 

Возможно, Вам также будут полезны материалы, содержащие дополнительную информацию по тематике вопроса:

 

Энциклопедия решений. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) и последствия их наступления;

 

Инфекция (COVID-19) как основание для освобождения от ответственности за нарушение условий договора (А.В. Мандрюков, журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2020 г.);

 

Решение Арбитражного суда г.Москвы от 27 июля 2020 г. по делу N А40-79017/2020;

 

Решение Арбитражного суда Амурской области от 4 августа 2020 г. по делу N А04-3308/2020.

 

Ответ подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр"  2 сентября 2020 г.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека юриста"

 

Книги

 

Усачева К.А. Возвращение полученного как последствие расторжения нарушенного договора: нормообразующие факторы и их соотношение при решении конкретных вопросов. - "Инфотропик Медиа", 2020 г.

Книга посвящена одному из центральных последствий расторжения нарушенного договора - осуществлению возврата полученного. Исследование опирается на широкую эмпирическую базу, включающую в себя опыт наиболее влиятельных правопорядков континентально-европейского типа и стран общего права. Формирует основные подходы к рассматриваемому институту договорного права. Показывает, почему предложенные современными правопорядками модели его регулирования оказались внутренне противоречивыми, и предлагает некоторые ориентиры, которые могли бы разрешить эти противоречия.

 

Ефремов А.В. Актуальные особенности судебного истолкования норм права в сфере социального обеспечения военнослужащих и членов их семей. - Специально для системы ГАРАНТ, 2020 г.

Автор рассматривает практику КС РФ и судов общей юрисдикции, касающуюся вопросов социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей во времени, пространстве и по кругу лиц. В работе затронуты следующие группы практических ситуаций:

- пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, в том числе выплата страховой части пенсии гражданам, уволенным с военной службы;

- возмещение вреда военнослужащим, участвующим в борьбе с терроризмом, и меры их социальной защиты;

- право на санаторно-курортное лечение гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей;

- социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа военнослужащих и членов их семей;

- установление круга лиц, имеющих право на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца-военнослужащего;

- специальное пенсионное обеспечение членов семей, потерявших кормильца, являвшегося военнослужащим.

 

Материалы прессы

 

  • Доказать и взыскать убытки с Росреестра: обзор судебной практики (И. Демидова, журнал "Жилищное право", N 7, июль 2020 г.) 
  • Идея недопустимости "venire contra factum proprium" в связи с нормой об иррелевантности заявления о недействительности: юридическая максима или принцип? (Д.О. Тузов, журнал "Закон", N 4, апрель 2020 г.)
  • Понятие и виды административных процедур (И.В. Панова, журнал "Публичное право сегодня", N 2, II квартал 2020 г.)
  • Институт несоответствующего использования как механизм защиты ранее приобретенных прав при изменении градостроительного зонирования (А.В. Башарин, журнал "Закон", N 4, апрель 2020 г.)
  •  Судебная практика по счетам эскроу в долевом строительстве (А. Чакински, журнал "Жилищное право", N 7, июль 2020 г.)
  •  "Белый лебедь" российского здравоохранения: причины и возможные последствия (А.А. Мохов, журнал "Публичное право сегодня" N 2, II квартал 2020 г.)
  •  Принцип эстоппеля в патентном праве: основания и практика применения (А.С. Ворожевич, журнал "Закон", N 4, апрель 2020 г.)
  • Правовые аспекты предупреждения банкротства кредитных организаций с помощью средств Фонда консолидации банковского сектора (И.А. Толмачев, журнал "Российское право: образование, практика, наука", N 2, март-апрель 2020 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: По результатам электронного аукциона, проводимого с предоставлением преимущества для участия организациям инвалидов, с начальной (максимальной) ценой контракта - 156 233,21 руб. была подана единственная заявка от участника, являющегося субъектом малого предпринимательства. Аукцион признан несостоявшимся. По какой цене следует заключить контракт в данном случае? Должен ли данный участник предоставить обеспечение исполнения контракта (участник заявляет, что вправе не предоставлять обеспечение, так как он является субъектом малого предпринимательства)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.)
  • Вопрос: Арендодатель предоставил в аренду часть земельного участка сроком на несколько лет. С согласия арендодателя арендатор установил на земельном участке павильон, который хоть и не является по факту недвижимостью, но без потерь его нельзя разобрать. В договоре аренды стороны определили, что если договор будет расторгнут по инициативе арендодателя, последний выплачивает компенсацию в определенных суммах. Арендатор обратился с заявлением о перемене стороны (арендатора) с ИП на ООО. Целью заключения договора аренды является использование павильона, который является собственностью арендатора, в договоре аренды отражена стоимость затрат по его установке, указанная стоимость изменяется в меньшую сторону по мере использования павильона, в случае расторжения договора арендодатель компенсирует стоимость затрат на соответствующий момент. За кем останется право требовать компенсацию в случае расторжения, если в соглашении о перемене стороны указано, что новый арендатор принимает все права и обязательства по договору? Есть ли риски для арендодателя, ведь договор с ИП расторгается? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.)

АРХИВ Выпусков

20 ноября 2020 г.    Выпуск №    46 (743)
13 ноября 2020 г.    Выпуск №    45 (742)
6 ноября 2020 г.    Выпуск №    44 (741)
30 октября 2020 г.    Выпуск №    43 (740)
23 октября 2020 г.    Выпуск №    42 (739)
16 октября 2020 г.    Выпуск №    41 (738)
9 октября 2020 г.    Выпуск №    40 (737)
2 октября 2020 г.    Выпуск №    39 (736)
25 сентября 2020 г.    Выпуск №    38 (735)
18 сентября 2020 г.    Выпуск №    37 (734)
11 сентября 2020 г.    Выпуск №    36 (733)
4 сентября 2020 г.    Выпуск №    35 (732)
28 августа 2020 г.    Выпуск №    34 (731)
21 августа 2020 г.    Выпуск №    33 (730)
14 августа 2020 г.    Выпуск №    32 (729)
9 августа 2020 г.    Выпуск №    31 (728)
31 июля 2020 г.    Выпуск №    30 (727)
24 июля 2020 г.    Выпуск №    29 (726)
17 июля 2020 г.    Выпуск №    28 (725)
10 июля 2020 г.    Выпуск №    27 (724)
3 июля 2020 г.    Выпуск №    26 (723)
26 июня 2020 г.    Выпуск №    25 (722)
19 июня 2020 г.    Выпуск №    24 (721)
11 июня 2020 г.    Выпуск №    23 (720)
5 июня 2020 г.    Выпуск №    22 (719)
29 мая 2020 г.    Выпуск №    21 (718)
22 мая 2020 г.    Выпуск №    20 (717)
15 мая 2020 г.    Выпуск №    19 (716)
8 мая 2020 г.    Выпуск №    18 (715)
30 апреля 2020 г.    Выпуск №    17 (714)