ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
21 мая 2021 г. ВЫПУСК № 19 (768)



Вести для Юриста Вести для Бухгалтера Вести для Каждого Архив Вестей

ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО

Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 2021 г. N 19-П

По делу о проверке конституционности части 1.1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки И.А. Никифоровой"  

 

КС указал, что одиночные пикеты признаются публичным мероприятием только при условии их одновременного проведения.

Суды привлекли гражданку к административной ответственности за организацию несогласованного публичного мероприятия под видом одиночных пикетов, которые она проводила в течение нескольких дней по часу. Доказать, что это были действительно одиночные акции, для которых не требуется предварительное согласование, гражданка не смогла. Суды указали, что пикеты только формально подпадали под признаки одиночных, но были объединены единым замыслом и общей организацией. Ранее Конституционный Суд РФ признал не противоречащей Конституции норму, позволяющую признать серию таких пикетов одним коллективным мероприятием, требующим предварительного уведомления.

Однако на этот раз КС признал эту норму неконституционной, так как суды допускают ее расширительное толкование, что недопустимо. Они распространили ее на пикеты, проводившиеся не одновременно, а поочередно в течение нескольких дней одним человеком. Суды должны устанавливать не только единый замысел и общую организацию одиночных пикетов, но и одновременность их проведения. Лишь когда пикеты проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют похожие наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы, только тогда они могут признаваться коллективным мероприятием.

Дело заявительницы подлежит пересмотру.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 мая 2021 г.

 

Постановление Правительства РФ от 17 мая 2021 г. N 744

"О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"

 

Свидетельство о прописке ребенка можно будет получить и через Единый портал госуслуг.

Правительство скорректировало правила регистрации по месту жительства и месту пребывания.

Услуги по регистрации должны предоставляться на основе принципа экстерриториальности. Граждане смогут выбрать любой орган учета в пределах городского округа или муниципального района, а в случае с городами федерального значения - любое профильное подразделение на их территории.

Сокращены сроки регистрации.

Свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено в т. ч. через Единый портал госуслуг.

Свидетельство о постоянной или временной прописке ребенка можно будет получить в т. ч. по почте или через Единый портал. Сама процедура регистрации несовершеннолетнего займет не более 6 рабочих дней с даты подачи заявления. Последнее также можно будет направить через портал.

Закреплено, что несовершеннолетние дети регистрируются по месту жительства законных представителей независимо от согласия нанимателя жилого помещения и всех совместно проживающих с ним членов его семьи, наймодателя, собственников жилого помещения.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г., за исключением отдельных положений, которые применяются с 1 июля 2021 г.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 19 мая 2021 г.

 

Приказ Минздрава России от 8 апреля 2021 г. N 317н

"Об утверждении порядка информирования застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования"

 

О выявленных нарушениях при оказании медпомощи в соответствии с территориальной программой ОМС застрахованные лица смогут узнавать в общем или индивидуальном порядке.

По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи ФФОМС, ТФОМС и (или) страховая медорганизация информируют застрахованных лиц о выявленных нарушениях при оказании им медпомощи в соответствии с территориальной программой ОМС. Установлен порядок.

Информирование подразделяется на общее и индивидуальное. Последнее - по заявлению застрахованного лица. С 1 июля 2021 г. заявление подается лично, а с 1 января 2022 г. его можно будет направлять через личный кабинет на Едином портале госуслуг. Сведения направят туда же. Определено, какая информация предоставляется.

В рамках общего информирования сведения размещаются на сайтах фондов, страховых медорганизаций. Также определены перечень сведений и периодичность их предоставления.

Приказ вступает в силу с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных положений.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 2021 г. N 63419.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 мая 2021 г.

 

Приказ Минздрава России от 19 марта 2021 г. N 231н

"Об утверждении Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения"

 

Обновлены правила контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.

Утвержден новый порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи по ОМС, а также ее финансирования. Установлены формы его проведения, продолжительность и периодичность. Он осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, а также экспертизы качества медпомощи. Цели контроля:

- обеспечение бесплатного оказания застрахованному лицу медпомощи в установленном объеме и предупреждение нарушений при ее оказании;

- проверка исполнения медорганизациями обязательств по оказанию необходимой медпомощи в рамках программ ОМС;

- проверка соответствия стоимости оказанной медпомощи за отчетный период размеру финансирования объемов такой помощи, распределенных медорганизации.

Объектами контроля являются организация и оказание медицинской помощи застрахованному лицу по ОМС, субъектами - ФОМС, страховые медорганизации и медорганизации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 мая 2021 г. N 63410.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 мая 2021 г.

 

Приказ МВД России от 31 марта 2021 г. N 186

"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"

 

МВД будет выдавать загранпаспорта по новым правилам.

МВД обновило порядок выдачи загранпаспортов. Сроки оказания госуслуги не изменились. Уточнено, какие документы потребуются. Пересмотрены правила выполнения отдельных административных процедур.

В связи с поправками к НК РФ пересмотрены случаи, когда не уплачивается госпошлина за выдачу документа взамен утраченного или пришедшего в негодность. С 1 января 2021 г. от нее освобождены лица, пострадавшие в результате ЧС (документ утрачен или пришел в негодность из-за ЧС).

Ряд поправок связан с изменением на законодательном уровне правил истребования документов при оказании госуслуг.

Прежний порядок признан утратившим силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2021 г. N 63515.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 19 мая 2021 г.

 

Информация ФНС России от 17 мая 2021 г.

"ФНС России разъяснила, в каких случаях при оформлении налогового вычета оригинал справки по расходам на лечение не нужен"

 

Если налогоплательщик подает бумажную декларацию по НДФЛ на получение вычета по расходам на лечение, то для подтверждения этих расходов необходимо предоставить оригинал справки об оплате медуслуг. Если декларация электронная, справка тоже может быть электронной.

ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Приказ ФНС России от 30 декабря 2020 г. N ВД-7-24/982@

"Об утверждении Порядка реализации Федеральной налоговой службой функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей"

 

Получаем квалифицированную ЭП по линии ФНС.

На период с 1 сентября 2021 г. до 1 сентября 2027 г. для ФНС установлены правила реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей.

Служба осуществляет функции центра непосредственно и через территориальные органы, а также через доверенных лиц, реквизиты которых указаны на сайте Службы.

Доверенные лица принимают заявления на выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки ЭП, вручают сертификат от имени центра, идентифицируют заявителя при его личном присутствии.

Налоговый орган создает и выдает сертификат, устанавливает сроки его действия, аннулирует сертификат, ведет реестр выданных и аннулированных сертификатов, проверяет уникальность ключа проверки ЭП в реестре, подтверждает действительность ЭП по обращениям заявителей и др.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 2021 г. N 63416.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 мая 2021 г.

 

Приказ ФНС России от 22 января 2021 г. N ЕД-7-3/91@

"О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 22 июня 2015 года N ММВ-7-14/249@"

 

Изменились форма и формат уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

ФНС уточнила форму и электронный формат уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора.

В частности, предусматривается отражение данных из акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором или акта об обнаружении недостоверных сведений об объекте.

Также скорректирован порядок заполнения уведомлений о постановке на учет и о снятии с него организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора.

Приказ вступает в силу по истечении месяца со дня официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 мая 2021 г. N 63519.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 14 мая 2021 г.

 

Постановление Правления Пенсионного фонда России от 15 апреля 2021 г. N 103п

"Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных сведений"

 

ПФР утвердил новую форму сведений о застрахованных лицах.

Работодатели (страхователи) обязаны предоставлять в ПФР сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета. Для этого утверждена новая форма "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)", а также порядок ее заполнения.

Форма СЗВ-М может быть представлена на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Ранее действующая форма признана утратившей силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 мая 2021 г. N 63505.

 

Письмо Минтруда России от 28 апреля 2021 г. N 15-2/ООГ-1397

 

Работодатель за свой счет обязан обеспечивать уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку, а также ремонт и замену СИЗ.

Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель предоставляет специально оборудованные помещения (гардеробные).

 

Вопрос – ответ

 

Вопрос. Для установления различий в должностных окладах вводятся квалификационные категории и квалификационные разряды. Есть ли ограничения по количеству таких категорий и разрядов или в штатном расписании может быть, например, «инженер 98 категории»?

 

Ответ. По Вашему вопросу мы пришли к следующему выводу:

Если в соответствии с трудовым законодательством от наименования должности (профессии, специальности) зависит получение компенсаций и льгот (например, досрочный выход на пенсию) либо наличие ограничений, то работодатель обязан устанавливать разряды (категории) и именовать должности (профессии, специальности) в штатном расписании в соответствии с квалификационными справочниками или профессиональными стандартами (часть вторая статьи 57 ТК РФ, Вопрос 1). В этом случае работодатель не может вводить дополнительные разряды (категории) и ограничен теми разрядами (категориями), которые установлены в названных справочниках и стандартах (Вопрос 2).

 

В остальных случаях законодательство не содержит ограничений ни на наименование должностей (профессий, специальностей), ни на количество категорий (разрядов). Существует разъяснение Роструда, согласно которому внутридолжностное категорирование может регулироваться локальными нормативными актами организации (например, штатным расписанием, правилами внутреннего трудового распорядка, положением организации о должностях) (пункт 2 Вопроса 3). На наш взгляд, если категорирование вводится внутри одной должности штатного расписания (например, внутри должности «инженер»), то дифференцирование оплаты труда осуществляется не на уровне оклада, а путем установления доплат, надбавок, повышающих коэффициентов за квалификацию работника (Вопрос 4). Если же выделение разрядов (категорий) производится на уровне штатного расписания (например, штатное расписание содержит должность «инженер I категории»), то дифференцирование оплаты труда осуществляется на уровне оклада. В судебной практике упоминаются должности главного инженера 15 разряда (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2014 г. N 33-37023/14), главного инженера 17 разряда (Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 05.11.2019  по делу N 33-4617/2019), главного инженера 18 разряда (Решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 10.06.2015  по делу N 2-1191/2015). Таким образом, в штатном расписании, на наш взгляд, может быть инженер любой категории, если работодателю удастся сформулировать, чем трудовые функции инженеров разных категорий будут отличаться друг от друга (что для случая установления 98 разных инженерных должностей представляется нам крайне затруднительным).

 

Возможно, Вам также будут полезны материалы, содержащие дополнительную информацию по тематике вопроса:

 

Вопрос: В организации с целью дифференциации окладов работников в зависимости от их квалификации планируется ввести разряды рабочих и технологов, при этом работники будут выполнять одинаковые обязанности. Существует ли способ не указывать в штатном расписании количество сотрудников по разрядам и категориям? Например, в организации есть мастер смены и старший мастер смены. Если последний увольняется из компании, то на его место переводится мастер смены с дальнейшим повышением. Обязана ли организация в этом случае менять штатное расписание, чтобы в нем было точное название профессии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.): «…на наш взгляд, дифференциация окладной части заработной платы работников по мотиву различий в их квалификации не вполне соответствует закону. Так, согласно ст. 129 ТК РФ оклад представляет собой фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложностиТо есть законодателем размер оклада поставлен в зависимость именно от сложности порученных ему обязанностей. Таким образом, когда работникам поручаются одинаковые обязанности, их оклады также должны быть равными. Аналогичный подход прослеживается, например, в определении Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N 56-КГ17-4.

При этом работодатель, по нашему мнению, не лишен права обеспечить дифференциацию оплаты труда в зависимости от квалификации работников, выполняющих одинаковые обязанности, иными способами.

Что же касается вопроса о выделении разрядов и категорий в штатном расписании, то здесь необходимо отметить следующее. Обязательность утверждения работодателем штатного расписания в случае заключения им трудовых договоров для работы по должностям обуславливается положениями ст. 15 и ст. 57 ТК РФ, в которых трудовая функция определяется в том числе как работа по должности в соответствии со штатным расписанием. Таким образом, фактически штатное расписание представляет собой документ, в котором, как минимум, должна отражаться информация об объеме имеющейся у работодателя работы по определенным должностям (то есть перечень должностей с количеством штатных единиц по ним). В ситуациях, когда вводимое работодателем внутридолжностное категорирование предусматривает поручение работникам разных разрядов/классов/категорий отличающихся обязанностей, указание на разряд фактически приобретает свойство характеристики трудовой функции. От разряда работника будет зависеть конкретный перечень его обязанностей. Поэтому в такой ситуации, по нашему мнению, указание на разряд работника является частью наименования его должности, а значит, каждый такой разряд должен отдельно отражаться в штатном расписании.

Однако в ситуации, когда внутридолжностное категорирование не влияет на сущность поручаемой работнику работы, а вводится лишь для дифференциации оплаты труда, как-либо отражать его в штатном расписании не требуется, поскольку в такой ситуации все работники, независимо от их разряда, занимают одну и ту же должность»;

 

Вопрос: Правильно ли я понимаю, что если у нас на производстве будут оператор 1 разряда 2, 3, 4, 5 разряда, то тогда мы будем иметь право установить разный оклад по одной должности? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июль 2016 г.): «Работодатель не вправе устанавливать разный размер заработной платы по одной должности, например, в штатном расписании предусмотрено 2 единицы должности "Оператор" и соответственно заработная плата по этим должностям должна быть равной. Если в штатном расписании предусмотрены должности "Оператор 1 разряда", "оператор 2 разряда" и так далее, то в этом случае должности не одинаковые и заработная плата зависит от квалификации должности и должна быть разной»;

 

Вопрос: Можно при составлении штатного расписания ввести должность электромонтажника без указания разрядов, а установить один оклад на должность? (фирма коммерческая) (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", октябрь 2017 г.);

 

Вопрос: Наименование должности водителя в штатном расписании (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.).

 

______________

Вопрос 1: Вопрос: Обязан ли работодатель (производственная компания) вводить разряды? Производственной необходимости в этом нет (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)

Вопрос 2: Вопрос: Организация получила новую технику - автомобильный кран стреловой на шасси LTM 1100-4.2 грузоподъемностью 100 тонн. В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих прописана профессия машиниста автомобильного крана до 8 разряда, максимальный разряд - 8, грузоподъемность 40-60 тонн. Какой разряд должен быть установлен работнику, работающему на этом кране? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2015 г.)..

Вопрос 3: Вопрос: В организации более 3000 человек, несколько отделов, у каждого отдела есть штатное расписание. В штатном расписании есть две строки: "специалист" (с указанием 1 или 2 категории, если она есть) и "ведущий специалист". При приеме на вакантную должность "ведущий специалист" фактически человек принимается на должность "специалист" (с соответствующим занесением во все кадровые документы), хотя все строки "специалиста" в штатном расписании заняты. Работники отдела кадров аргументируют такой прием тем, что "ведущий" - это только категория специалиста, а не отдельная должность, и строка "ведущий специалист" в штатном расписании... (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.);

Вопрос 4: Вопрос: В организации с целью дифференциации окладов работников в зависимости от их квалификации планируется ввести разряды рабочих и технологов, при этом работники будут выполнять одинаковые обязанности. Существует ли способ не указывать в штатном расписании количество сотрудников по разрядам и категориям? Например, в организации есть мастер смены и старший мастер смены. Если последний увольняется из компании, то на его место переводится мастер смены с дальнейшим повышением. Обязана ли организация в этом случае менять штатное расписание, чтобы в нем было точное название профессии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.).

 

Ответ подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр" 13 мая  2021 г.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"

 

Книги

 

Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2020 год (под редакцией А.В. Брызгалина). - "Налоги и финансовое право", 2021 г.

Сборник посвящён обзору судебной практики по налоговым и связанным с вопросами налогообложения спорам, а также по вопросам уплаты обязательных страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС, некоторых других неналоговых обязательных платежей. Кроме того, рассмотрены вопросы налогообложения, возникающие по поводу арендных отношений, а также в связи с взысканием налоговой задолженности налогоплательщика с взаимозависимого с ним лица.

 

Материалы прессы

 

  • Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 10 марта 2021 г. N БВ-4-7/3060@ "О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации" (А.В. Веселов, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 8, апрель 2021 г.)
     
  • Комментарий к письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2021 г. N 14-1/ООГ-2069 (А.В. Веселов, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 8, апрель 2021 г.)
     
  • Применение аналитических инструментов в управлении себестоимостью сельскохозяйственной продукции (А.А. Кемпф, журнал "Учет и контроль", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Как вернуть (зачесть) переплату по страховым взносам в 2021 году? (Е.А. Логинова, журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Путевой лист - 2021 (Т.В. Спицына, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Обновлен порядок выставления и получения электронных счетов-фактур (Н.Н. Луговая, журнал "НДС: проблемы и решения", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Договоры с длительным производственным циклом: учет доходов и расходов (О.А. Воронкова, журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Разъяснения ФНС о применении статьи 54.1 НК РФ (А.А. Соловьева, журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 20.03.2021 N 423 "О внесении изменений в Положение об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам" (С.С. Кислов, журнал "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Списание долга после отзыва лицензии банка (Е.Е. Каравайкина, журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2021 г.) 
  • ВС РФ точно не знает, надо ли уведомлять налоговиков о применении УСНО (Е.С. Казаков, журнал "Бухгалтер Крыма", N 4, апрель 2021 г.)

 

Информационный блок "Библиотека консультаций. Кадры"

 

Материалы прессы

 

  • Изменение условий трудового договора по просьбе работника. Какие риски и как действовать? (М. Кузина, журнал "Трудовое право", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Какие новые виды трудовых споров появились в практике судов за последние 5-6 лет? (О. Варганова, журнал "Трудовое право", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Гарантии, льготы, оплата дней сдачи крови работникам-донорам (Г.И. Демидов, журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Господдержка работодателей за трудоустройство безработных граждан (Д.М. Корсаков, журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2021 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: Организация - сельскохозяйственный производитель заключила соглашение с сетевой компанией об установлении сервитута на период с 01.05.2021 по 01.09.2021. Оплата будет произведена предварительно за весь период действия соглашения единым платежом. Как в бухгалтерском учете отражается доход в виде платы за сервитут? Какие документы должны быть представлены пользователю при заключении соглашения об установлении сервитута? Облагается ли НДС доход в виде платы за сервитут? По какой ставке налога на прибыль облагается такой доход? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.)
     
  • Вопрос: С 1 апреля 2021 года вступили в силу приказ N 988н/1420н и приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, принятые взамен приказа N 320н, согласно которому обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) проходили работники организаций социального обслуживания, осуществляющие предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, полустационарной форме социального обслуживания, в форме социального обслуживания на дому (пункт 20 Приложения N 2). Согласно приказу от 28.01.2021 N 29н в направлении на медицинский осмотр должны быть указаны вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД, наименование должности (профессии) или вида работы, вредные и (или) опасные производственные факторы, виды работ, в соответствии со списком контингента и другое. Следовательно, организация социального обслуживания населения, основной уставной деятельностью которой является предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам (код ОКВЭД 88.10) в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме, при отсутствии на рабочих местах вредных и опасных производственных факторов должна указать в направлении на медосмотр именно данные виды работ. Такие работы в перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, в приказе N 988н/1420н и приказе от 28.01.2021 N 29н, принятых взамен приказа N 320н, не указаны. Должны ли проходить медицинский осмотр работники организаций социального обслуживания? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.)
     
  • Вопрос: Будут ли считаться договор и закрывающие документы, подписанные графической подписью с использованием планшета, основанием для признания расходов по налогу на прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.)
     
  • Вопрос: Администрация (казенное учреждение) осуществляет устройство тротуара (асфальтированной пешеходной дорожки) рядом с автомобильной дорогой в поселении. Данные мероприятия проводятся в рамках дорожной деятельности (мероприятия по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, устройство тротуаров, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, приобретение дорожных знаков, краски, нанесение разметки) за счет муниципальных средств. Данные тротуары включаются в состав дороги и в соответствии с реестром муниципального имущества учитываются в качестве самостоятельных объектов имущества. Какой код вида расходов (КВР) применить казенному учреждению (администрации): 244 или 414 при оплате контракта на устройство тротуара (новых асфальтированных дорожек вдоль дороги)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.)

 

ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 мая 2021 г. N 18-П

"По делу о проверке конституционности части третьей статьи 131 и статьи 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пункта 30 Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Э.Р. Юровских"

 

Конституционный Суд указал, как возмещать расходы потерпевшего на адвоката при прекращении уголовного дела до суда по нереабилитирующему основанию.

У гражданки при родоразрешении погибли двое ее детей, а новорожденной дочери причинен вред здоровью. В результате неоднократных обращений возбуждено уголовное дело о халатности, по которому гражданка признана потерпевшей. Для защиты своих прав и прав дочери она заключила соглашение об оказании услуг адвоката. Позднее уголовное дело было прекращено в связи со смертью подозреваемого. Гражданка обратилась в суд за возмещением процессуальных издержек в виде расходов на адвоката, однако в принятии заявления ей отказали, поскольку оно не рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Нужно обращаться к следователю согласно УПК РФ.

Сначала гражданке было отказано в возмещении издержек. Суд признал отказ неправомерным. Затем выносилось несколько постановлений с разными суммами возмещения, однако суд посчитал их незаконными и необоснованными. В одном случае не были учтены объем и сложность дела, в другом - ошибочно применены нормы о расчете вознаграждения адвоката, выступающего в качестве защитника по назначению, поскольку гражданка заключила соглашение об оказании услуг. Также не было разрешено требование об индексации издержек. Потерпевшая считает, что регулирующие порядок возмещения издержек нормы УПК РФ и Положения о возмещении процессуальных издержек не соответствуют Конституции РФ, поскольку они в случае прекращения уголовного дела на досудебной стадии по нереабилитирующему основанию исключают возможность обратиться непосредственно в суд за возмещением понесенных в ходе предварительного расследования издержек, не предусматривают индексации этих сумм и не закрепляют предельных сроков рассмотрения ходатайства об их возмещении. Конституционный Суд РФ встал на сторону гражданки.

Наделение следователя полномочием вынести постановление о выплате процессуальных издержек, если дело прекращено на стадии предварительного следствия, направлено на защиту прав потерпевшего. Подходы следователя и потерпевшего к оценке оправданности расходов на представителя могут быть противоположными, несмотря на то, что оба субъекта относятся к одной стороне в уголовном судопроизводстве - стороне обвинения. Под сомнением также объективность следователя, когда он должен оценить расходы, понесенные в связи с обжалованием его же постановлений.

Суд не вправе определять сумму расходов на представителя. Он может лишь указать следователю на его ошибки и обязать устранить нарушения. Это удлиняет процесс восстановления нарушенных прав потерпевшего и вынуждает его нести дополнительные затраты на ведение нового судебного разбирательства. Издержки должны индексироваться. Отказ следователей и судов рассматривать вопрос об индексации также нарушает права потерпевшего.

Законодателю следует пересмотреть оспоренные нормы. До введения поправок все необходимые и оправданные расходы должны возмещаться в полном объеме с учетом индексации за счет федерального бюджета по постановлению следователя, а в случае его обжалования - по решению суда.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 мая 2021 г.

 

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2021 г. N 734

"О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке"

 

Правительство уточнило порядок субсидирования недополученных доходов по льготным кредитам для субъектов МСП и самозанятых граждан.

Скорректированы правила субсидирования российских кредитных организаций и финансовых обществ на возмещение недополученных ими доходов по льготным кредитам, выданным в 2019-2024 гг. субъектам МСП и самозанятым гражданам.

Недополученные доходы субсидируются в рамках проекта "Акселерация субъектов МСП". Определены максимальные значения кредитных договоров, заключаемых с субъектом МСП, относящимся к категории "микропредприятие", "малое предприятие" или "среднее предприятие".

Установлено новое требование к заемщикам. На день заключения кредитного договора им не должно принадлежать прямо или косвенно более 25% акций (долей) в уставном (складочном) капитале юрлиц, не являющихся субъектами МСП.

Предусматривается ставка субсидирования в размере 1% по кредитным договорам, заключенным с субъектами МСП, занимающимися строительством или предоставляющими в аренду (внаем), за исключением лизинга, собственное имущество (за исключением земли, МКД, жилых домов, квартир и иных жилых помещений).

Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 мая 2021 г.

 

Приказ Роспатента от 14 декабря 2020 г. N 164

"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации полезной модели и выдаче патента на полезную модель, его дубликата"

 

Роспатент обновил порядок госрегистрации полезной модели и выдачи патента на нее.

Роспатент проводит госрегистрацию полезной модели и выдает патент на нее (дубликат патента). Ведомство обновило порядок оказания госуслуги.

Как и ранее, необходимые процедуры выполняются Роспатентом непосредственно или с привлечением подведомственного ему ФИПС для проведения подготовительных работ.

Патент будет выдаваться в электронном виде путем размещения на официальных сайтах Роспатента, а также на бумажном носителе по ходатайству заявителя.

Срок госрегистрации полезной модели и выдачи патента не изменился и составляет 17 месяцев и 2 недели.

Уточнен порядок выполнения административных процедур.

Приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития, которым ранее был утвержден аналогичный регламент.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 мая 2021 г. N 63483.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 18 мая 2021 г.

 

Вопрос - ответ

 

Вопрос. Согласно пункта 27 п.п.17 Постановления 268-ПГ Правительства Московской области работодатель в штате у кого более 100 работников должен обеспечить их тестирование на наличие коронавирусной инфекции (COVID-19) в объеме 10% от численности каждые 15 дней.

В связи с отменой многих ограничений актуальна ли данная обязанность работодателя по 10% тестированию?

 

Ответ. Да, данная обязанность работодателя актуальна.

 

В настоящее время на территории Московской области действует норма подпункта 11 пункта 20 Постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ, согласно которой организациям, осуществляющим деятельность в сферах, в отношении которых не был установлен запрет на их посещение гражданами, предписано обеспечить «в период с 1 июня 2020 г. в течение каждых 15 календарных дней проведение исследований на предмет наличия новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в организациях, допущенных к проведению таких исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации, не менее 10 процентов работников, в случае если штатная численность указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет более 100 работников». При этом установлено, что продолжение работы организаций, не выполняющих требования пункта 20, не допускается.

 

Возможно, Вам также будут полезны материалы, содержащие дополнительную информацию по тематике вопроса:

 

Постановление Луховицкого районного суда Московской области от 25 января 2021 г. по делу N 5-1/2021: «Управляющей организацией МБУ "КББХ", с численностью более 100 сотрудников, при мониторинге не предоставлена информация и документы, подтверждающие выполнение обязанности по проведению исследований на …COVID-19 … в течение каждых 15 календарных дней не менее 10% работников. Таким образом, … МБУ "КББХ" не выполнены требования подпунктов 10, 11 пункта 20 Постановления... –ПГ..

При этом доводы защитника юридического лица о том, что подпункты 10 и 11 пункта 20 Постановления... -ПГ применению не подлежат, не обоснованы, поскольку …штатная численность работников МБУ "КББХ" превышает 100 человек..

В качестве смягчающих наказание обстоятельств, судья признает отсутствие вредных последствий…

МБУ "КББХ" признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере...»;

 

Подпункт 3 пункта 3 Стандарта по организации работы в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Московской области в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (утв. Распоряжением Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 12.04.2021  N 11-32/РВ):

«3. Руководителям:…

3) обеспечить проведение обязательного тестирования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) работников многофункционального центра в отношении не менее 10 процентов работников каждые 2 недели по графику».

 

Ответ подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр" 12 мая 2021 г.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека юриста"

 

Книги

 

Савченко А.И. Комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (постатейный). - "Деловой двор", 2021 г.

В издании рассмотрены вопросы правового регулирования, цели и принципы экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, а также круг участников таких правовых режимов. Автором проанализированы процедуры установления и реализации экспериментальных правовых режимов в этой сфере, в том числе процедуры изменения, приостановления, прекращения, мониторинга, оценки их эффективности и результативности. Приведены и рассмотрены положения актов Правительства России, Минэкономразвития России и Банка России, изданных на основании комментируемого Закона.

 

Федякина О.В. Комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". - "Право Доступа", 2021 г.

Работа посвящена обзору основных положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", вступающего в силу с 1 июля 2021 года.

 

Кацуба Е.Е. Акцизное налогообложение: правовой комментарий. Книга третья "Табачная и другая никотинсодержащая продукция". - "Право Доступа", 2021 г.

В третьей части работы, посвящённой правовому анализу положений главы 22 НК РФ "Акцизы", рассмотрены её положения, относящиеся к налогообложению акцизом реализации, передачи, ввоза никотинсодержащей продукции.

 

Краев Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (постатейный, издание второе, перераб. и доп.). - "Деловой двор", 2021 г.

Книга представляет собой второе издание постатейного комментария к Федеральному закону от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", подготовленное с учётом последних изменений, внесенных Федеральными законами от 23 июня 2020 г. N 185-ФЗ и от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ. В работе подробно рассмотрены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области гражданской обороны, права и обязанности организаций и граждан, система управления и состав сил гражданской обороны.

 

Материалы прессы

 

  • Ипотечное банкострахование (Ю. Севастьянова, газета "Адвокатская газета", N 8, апрель 2021 г.)
     
  • Субсидиарная ответственность и наследство контролирующего должника лица (П.М. Морхат, журнал "Судья", N 2, февраль 2021 г.)
     
  • Иммунитет государств и международных организаций в практике Суда Европейского Союза и ее значение при реализации мегасайенс-проектов (А.О. Четвериков, журнал "Lex Russica", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • Основные признаки продолжаемого преступления (Д. Краев, журнал "Законность", N 4, апрель 2021 г.)
     
  • О возможности перехода на регистрационную модель охраны авторских и смежных прав в Российской Федерации (А. Дейнеко, журнал "ИС. Авторское право и смежные права", N 1, январь 2021 г.)
     
  • Правовая охрана компьютерных программ в ЕАЭС (А. Василенко, Т. Гончар, журнал "ИС. Авторское право и смежные права", N 1, январь 2021 г.)
     
  • Выбор основания для прекращения уголовного дела при малозначительности деяния (В. Хилюта, журнал "Законность", N 4, апрель 2021 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: Может ли директор общества с ограниченной ответственностью подписать доверенность не собственноручно, а электронной подписью (по сертификату ключа электронной подписи)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.)
     
  • Вопрос: С какой суммы нужно делать обоснование цены договора при заключении договора с единственным поставщиком в связи с внесенными с 01.04.2021 в Закон N ФЗ-44 изменениями: с одного рубля или со ста тысяч рублей? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.)

АРХИВ Выпусков

26 ноября 2021 г.    Выпуск №    46 (795)
19 ноября 2021 г.    Выпуск №    45 (794)
12 ноября 2021 г.    Выпуск №    44 (793)
3 ноября 2021 г.    Выпуск №    43 (792)
29 октября 2021 г.    Выпуск №    42 (791)
22 октября 2021 г.    Выпуск №    41 (790)
15 октября 2021 г.    Выпуск №    40 (789)
8 октября 2021 г.    Выпуск №    39 (788)
1 октября 2021 г.    Выпуск №    38 (787)
24 сентября 2021 г.    Выпуск №    37 (786)
17 сентября 2021 г.    Выпуск №    36 (785)
10 сентября 2021 г.    Выпуск №    35 (784)
3 сентября 2021 г.    Выпуск №    34 (783)
27 августа 2021 г.    Выпуск №    33 (782)
20 августа 2021 г.    Выпуск №    32 (781)
13 августа 2021 г.    Выпуск №    31 (780)
6 августа 2021 г.    Выпуск №    30 (779)
30 июля 2021 г.    Выпуск №    29 (778)
23 июля 2021 г.    Выпуск №    28 (777)
16 июля 2021 г.    Выпуск №    27 (776)
9 июля 2021 г.    Выпуск №    26 (775)
2 июля 2021 г.    Выпуск №    25 (774)
25 июня 2021 г.    Выпуск №    24 (773)
18 июня 2021 г.    Выпуск №    23 (772)
11 июня 2021 г.    Выпуск №    22 (771)
4 июня 2021 г.    Выпуск №    21 (770)
28 мая 2021 г.    Выпуск №    20 (769)
21 мая 2021 г.    Выпуск №    19 (768)
14 мая 2021 г.    Выпуск №    18 (767)
7 мая 2021 г.    Выпуск №    17 (766)