ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3 декабря 2021 г. ВЫПУСК № 47 (796)



Вести для Юриста Вести для Бухгалтера Вести для Каждого Архив Вестей

ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО

Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 382-ФЗ

"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

 

Приняты масштабные поправки к НК в части НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, пошлин и НДПИ.

Внесены изменения в НК.

При реализации приобретенных у граждан мотоциклов базу по НДС будут определять как разницу между ценой с учетом налога и ценой приобретения.

Восстановление НДС теперь не касается безвозмездной передачи недвижимости в федеральную казну.

Введен акциз на жидкую сталь, использованную в продукции металлургического производства.

От НДФЛ освободили гранты, премии и призы от учрежденных в соответствии с указами Президента НКО и их дочерних организаций. Также это призы для вакцинировавшихся, доходы в рамках догазификации населенных пунктов до границ земельных участков, оплата труда работников МСП и СОНКО за счет ковидных субсидий.

Семьи с 2 и более детьми (несовершеннолетними либо студентами-очниками в возрасте до 24 лет) освободили от НДФЛ при продаже жилья в связи с покупкой большей жилплощади независимо от срока нахождения изначального жилья в собственности. Указаны условия, которые нужно для этого соблюсти.

В базу по налогу на прибыль включили субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам.

К внереализационным доходам отнесли плату за интеллектуальную собственность в сфере производства вакцин от COVID-19, перечисленную бюджетными учреждениями в федеральный бюджет.

Увеличены пошлины за регистрацию лекарств, медизделий и БКП. Определены размеры пошлин, связанных с разрешениями на применение незарегистрированных медизделий для диагностики in vitro.

В отношении калийных солей, железной руды (кроме окисленных железистых кварцитов), апатит-штаффелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд базу по НДПИ будут определять как объем добычи. Уточнены ставки НДПИ.

Поправки вступают в силу со дня опубликования, за исключением некоторых норм, для которых установлены иные сроки. Предусмотрены переходные положения.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2021 г.

 

Приказ Минздрава России от 24 ноября 2021 г. N 1094н

"Об утверждении Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов"

 

Минздрав обновил порядок оформления рецептов на лекарства.

Заново определены правила назначения лекарств, а также формы рецептурных бланков и правила их оформления, учета и хранения. Они заменят правила и формы 2019 г.

Кроме того, заново определены формы бланков рецептов на наркотические и психотропные препараты и правила изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения таких рецептов, а также их оформления. Они заменят формы и правила 2012 г.

Правила отпуска гражданам лекарств, которые кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров содержат другие фармакологические активные вещества, признаны утратившими силу.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 ноября 2021 г. N 66124.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2021 г.

 

Приказ Минздрава России от 23 ноября 2021 г. N 1089н

"Об утверждении Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации"

 

С нового года меняются правила оформления больничных листов.

С 2022 г. листки нетрудоспособности будут оформляться только в электронном виде. Исключение сделано для лиц, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну, а также для тех, в отношении которых реализуются меры государственной защиты. Им будут выдаваться бумажные больничные.

В связи с этим Минздрав обновил порядок формирования и выдачи листков нетрудоспособности.

Для получения электронного больничного потребуются паспорт и СНИЛС, для бумажного достаточно предъявить паспорт. Сведения, направляемые медорганизацией в ФСС для формирования листка нетрудоспособности, заверяются УКЭП.

Порядок 2020 г. признан утратившим силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2021 г. N 66067.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2021 г.

 

Приказ МВД России от 8 ноября 2021 г. N 854

"О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 16 ноября 2020 г. N 773"

 

Штамп о браке будут ставить в паспорт только по желанию.

Скорректирован порядок выдачи и замены общегражданских паспортов.

Так, отметки о регистрации и расторжении брака, о детях, о загранпаспортах и о ранее выданных общегражданских паспортах будут проставлять только по желанию гражданина на основании его заявления.

Паспорта, подлежащие замене в связи с достижением 20 и 45 лет, действительны в течение еще 90 дней.

Уточнен порядок указания в паспорте места рождения и адреса регистрации по месту жительства.

С 1 марта 2022 г. изменится форма бланка временного удостоверения личности гражданина.

С 1 июля 2022 г. срок выдачи (замены) паспорта во всех случаях сократится до 5 рабочих дней.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2021 г. N 66039.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2021 г.

 

Информация Министерства спорта РФ от 1 декабря 2021 г.

"Минспорт России утвердил перечень физкультурно-спортивных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих физкультурно-оздоровительные услуги, за которые россияне смогут получить социальный налоговый вычет"

 

Составлен список физкультурно-спортивных организаций и ИП, оказывающих услуги, за которые можно получить вычет по НДФЛ.

В силу НК РФ граждане могут получить социальный вычет по НДФЛ в сумме, уплаченной за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные им или их несовершеннолетним детям, но не более 120 тыс. руб. за год в совокупности с другими социальными вычетами.

Сообщается об утверждении перечня физкультурно-спортивных организаций и ИП, оказывающих услуги, за которые можно получить вычет. В список вошли такие крупные сети, как "АЛЕКС ФИТНЕС", "КРОКУС ФИТНЕС", World Class и X-Fit и др. Всего - 3 836. Перечень можно найти на сайте Минспорта.

Даны разъяснения по получению вычета.

Планируется утвердить правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг, сформировать единую отраслевую фитнес-площадку.

 

Вопрос – ответ

 

Вопрос. Отец двух детей (оба до трех лет) умер, мать судом ограничена в родительских правах. Родители отца состоят в браке, хотят стать приемными родителями обоих детей. Орган опеки просит обосновать в письменном виде, почему бабушка с дедушкой хотят, чтобы у детей было два опекуна, а не по одному на каждого ребенка. На основании чего опека требует написать такое обоснование? Какие могут быть обоснования? Почему опека считает, что должен быть 1 опекун на каждого ребенка?

 

Ответ. Органы опеки просят письменное обоснование, чтобы соблюсти формальные требования нормативных актов (части 6, 7 статьи 10 закона N 48-ФЗ). Перечень оснований для назначения нескольких опекунов законодательно не установлен, однако есть нормы, прямо предусматривающие, что супруги могут быть опекунами одного и того же ребенка: пункт 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423; статья 153 СК РФ. В рассматриваемом случае родителям отца нужно подать в орган опеки совместное заявление, в котором целесообразно сообщить, что они состоят в браке длительное время, а их взгляды на воспитание детей совпадают (разногласия отсутствуют). На наш взгляд, можно также указать, что при назначении их обоих приемными родителями-опекунами внуков у детей будет формироваться правильная модель семьи, когда оба родителя равноправны. Рекомендуем также сослаться на часть 7 статьи 10 закона N 48-ФЗ и на статью 153 СК РФ.

 

Поясним подробнее.

 

Согласно статье 152 СК РФ приемной семьей (для детей до 14 лет) признается опека над детьми по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и приемными родителями. К отношениям, возникающим из такого договора, применяются положения законодательства об опеке и попечительстве (пункт 2 статьи 152 СК РФ), а пунктом 7 Правил, которые регулируют подбор опекунов, установлено, что «у ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов». Аналогичная норма («у каждого гражданина, нуждающегося в установлении над ним опеки …, может быть один опекун… Одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина») содержится в части 6 статьи 10 закона 48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве». Таким образом, по общему правилу, у одного гражданина может быть только один опекун, а у одного опекуна – один подопечный.

 

Однако, во-первых, согласно норме части 7 статьи 10 закона 48-ФЗ «орган опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей», а, во-вторых, последним предложением пункта 7 Правил прямо предусмотрено, что супруги могут быть назначены опекуном одного и того же ребенка, при этом они «подают заявление совместно».

 

Кроме того, в случае, когда речь идет не просто об опеке, а о приемной семье, на наш взгляд, приоритет должен отдаваться именно совместной опеке супругов над ребенком. Такой вывод можно сделать из буквального содержания пункта 1 статьи  152 СК РФ,  в которой законодатель сначала называет стороной договора о приемной семье приемных родителей (во множественном числе), а только потом упоминает приемного родителя. Такая же норма содержится в пункте 2 Правил. В пункте 1 статьи 153 СК РФ, где дается определение понятия «приемные родители», законодатель сначала называет в качестве таковых именно супругов.

 

Важным обстоятельством при назначении совместного опекунства является единство взглядов опекунов на воспитание ребенка. Специалисты считают, что «назначение нескольких опекунов может облегчить осуществление функций по уходу над несовершеннолетним, однако одновременно может затруднить осуществление функций по воспитанию, поскольку опекуны … могут иметь разные представления о том, как надо воспитывать несовершеннолетнего подопечного» (Гришаев С.П. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. - Специально для системы ГАРАНТ, 2011 г.). Суды также обращают внимание на это обстоятельство. Например, в Решении Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06 февраля 2015 г. по делу N 2-879/2015 читаем: «судом  не были установлены основания, при которых установление совместного опекунства будет отвечать интересам ребенка… В случае назначения ребенку второго опекуна, опекуны должны быть способны на осуществление совместных, согласованных действий по обеспечению прав и законных интересов подопечного. Вместе с тем, между Рындиным Ю.П. и Голубевой И.Ю. имеются разногласия….». Поэтому в совместно подаваемом супругами заявлении целесообразно обратить внимание органа опеки на отсутствие разногласий между супругами по вопросам воспитания детей.

 

Ответ подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр" 3 декабря 2021 г.

 

ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 382-ФЗ

"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

 

Приняты масштабные поправки к НК в части НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, пошлин и НДПИ.

Внесены изменения в НК.

При реализации приобретенных у граждан мотоциклов базу по НДС будут определять как разницу между ценой с учетом налога и ценой приобретения.

Восстановление НДС теперь не касается безвозмездной передачи недвижимости в федеральную казну.

Введен акциз на жидкую сталь, использованную в продукции металлургического производства.

От НДФЛ освободили гранты, премии и призы от учрежденных в соответствии с указами Президента НКО и их дочерних организаций. Также это призы для вакцинировавшихся, доходы в рамках догазификации населенных пунктов до границ земельных участков, оплата труда работников МСП и СОНКО за счет ковидных субсидий.

Семьи с 2 и более детьми (несовершеннолетними либо студентами-очниками в возрасте до 24 лет) освободили от НДФЛ при продаже жилья в связи с покупкой большей жилплощади независимо от срока нахождения изначального жилья в собственности. Указаны условия, которые нужно для этого соблюсти.

В базу по налогу на прибыль включили субсидии на компенсацию процентных ставок по кредитам.

К внереализационным доходам отнесли плату за интеллектуальную собственность в сфере производства вакцин от COVID-19, перечисленную бюджетными учреждениями в федеральный бюджет.

Увеличены пошлины за регистрацию лекарств, медизделий и БКП. Определены размеры пошлин, связанных с разрешениями на применение незарегистрированных медизделий для диагностики in vitro.

В отношении калийных солей, железной руды (кроме окисленных железистых кварцитов), апатит-штаффелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд базу по НДПИ будут определять как объем добычи. Уточнены ставки НДПИ.

Поправки вступают в силу со дня опубликования, за исключением некоторых норм, для которых установлены иные сроки. Предусмотрены переходные положения.

 

Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 380-ФЗ

"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

 

Новые штрафы для организаций финансового рынка и их клиентов за отдельные правонарушения.

Поправки к НК касаются автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями). Уточнены понятийный аппарат, обязанности финансовых организаций и штрафные санкции за нарушение правил предоставления сведений (как для самих организаций финансового рынка, так и для их клиентов).

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г., но не ранее чем по истечении одного месяца с даты опубликования.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2021 г.

 

Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 379-ФЗ

"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

 

Институт единого налогового платежа опробируют на бизнесе.

Во II полугодии 2022 г. организации и ИП смогут воспользоваться институтом единого налогового платежа.

Соответствующее заявление нужно будет подать в апреле 2022 г., но не позднее одного месяца после совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г., но не ранее чем по истечении месяца со дня опубликования.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2021 г.

 

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2021 г. N 2021

"О подтверждении наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов"

 

Чтобы получить отсрочку или рассрочку уплаты ввозных пошлин, нужно подтвердить наличие оснований для этого.

Закреплено, как Правительство подтверждает наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Для подтверждения необходимо заключение ФОИВ о наличии таких оснований. Определена его форма и порядок составления. Заключение выдается в течение 15 рабочих дней с даты представления плательщиком ввозных пошлин заявления и подтверждающих документов. В заявлении нужно указать реквизиты внешнеторгового контракта, по которому ввозятся товары, и основание предоставления отсрочки или рассрочки. Проект правительственного распоряжения о подтверждении оснований, подготовленный ФОИВ, согласовывается с ФТС.

Постановление вступает в силу по истечении 30 дней после даты опубликования.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 ноября 2021 г.

 

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2021 г. N 2010

"Об утверждении Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком"

 

Кабмин обновил правила получения пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С 2022 г. будут действовать законодательные поправки, посвященные реализации механизма прямых выплат пособий по временной нетрудоспособности. Больничные листы будут оформляться только в электронном виде, а пособия назначаться в беззаявительном порядке.

Правительство РФ определило, каким образом с учетом нового механизма сведения и документы должны поступать в ФСС от работодателей, уполномоченных органов и учреждений в целях назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Например, сведения о размере зарплаты, об уходе в отпуск по беременности и родам будут поступать в ФСС от работодателя, а о факте рождения ребенка - из ЕГР ЗАГС.

Информация о назначении и выплате пособий будет размещаться в ЕГИССО и направляться гражданам в личный кабинет на Едином портале госуслуг. Электронные листки нетрудоспособности медорганизации будут размещать в ИС "Соцстрах".

При необходимости для проверки сведений ФСС может запрашивать дополнительную информацию.

Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, которые начнут действовать с 1 января 2023 г.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2021 г.

 

Постановление ПФР России 21 г. N 304п

"О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 507п"

 

ПФР изменил порядок формирования сведений о страховом стаже.

ПФР скорректировал порядок заполнения раздела 3 "Сведения о периоде работы застрахованных лиц" формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)".

Изменения касаются, в частности, указания кода "КВАЛИФ" для периодов профобучения или дополнительного профобразования с отрывом от работы застрахованных лиц, занятых на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Прописаны особенности.

Код "ДЕТИ" можно указывать с одновременным отражением кода территориальных условий "СЕЛО" для периода отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, предоставляемого родителю в период работы, предусмотренной списками работ, производств, профессий, должностей и специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к пенсиям по старости и инвалидности.

Предусмотрена новая категория застрахованного лица - "СТАЖ/ДОБРОВ/ПРАВООТН/ВОЕН/ПЕНС". Это адвокаты - бывшие военные (силовики), вступившие в добровольные правоотношения по ОПС.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2021 г. N 66175.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 1 декабря 2021 г.

 

Закон г. Москвы от 24 ноября 2021 г. N 32

"О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в сфере налогообложения"

 

Внесены изменения в налоговое законодательство г. Москвы.

Вводится новая льгота по налогу на имущество организаций. Теперь от налога освобождаются организации в отношении жилых помещений, включенных в реестр жилых помещений, используемых для проживания обучающихся и работников вузов. В реестр включаются жилые помещения, расположенных в здании, введенном в эксплуатацию после 1 января 2020 г., и переданные вузу на основании договора аренды, который предусматривает использование жилых помещений только в целях их предоставления абитуриентам, студентам, аспирантам, обучающимся и работникам этого вуза для проживания.

Также вводится льготная ставка в размере 25% в отношении жилых помещений, гаражей и машино-мест, предоставляемых в пользование посольствам и консульствам иностранных государств и международным организациям.

Изменениями в Закон о патентной системе налогообложения в два раза увеличен потенциально возможный к получению предпринимателями доход.

С 2022 г. до 2,4832 увеличивается коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Москвы (было - 2,2878).

Установлена ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Москвы, в размере 0% для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов в отношении контрактов, реализуемых на территории Москвы.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Опубликован на официальном сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru/, 29 ноября 2021 г., на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 29 ноября 2021 г.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"

 

Материалы прессы

 

  • Внедрение во внутрифирменные правила учета основных средств федеральных стандартов бухгалтерского учета "Капитальные вложения" и "Основные средства" (О.М. Купрюшина, Р.Р. Рахматулина, журнал "Международный бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2021 г.)
     
  • Методические подходы к анализу себестоимости готовой продукции (А.В. Глущенко, Н.А. Малий, журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 19, октябрь 2021 г.)
     
  • Бухгалтерский учет маркетинговых инструментов стимулирования продаж, распределенных во времени (Л.С. Маханько, М.С. Пономарева, журнал "Международный бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2021 г.)
     
  • Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (С. Семенов, журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.09.2021 N 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)" (М. Зарипова, журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Стандарт ВФА "Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и учета" (С. Павлова, журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Как осуществляется контроль за применением ККТ в 2021 году? (А. Сурков, журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Комментарий к приказу Минфина России от 1 сентября 2021 г. N 120н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита" (М. Зарипова, журнал "Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, ноябрь-декабрь 2021 г.)
     
  • Чрезвычайные ситуации: как отразить убытки в налоговом учете? (О. Поздышева, журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Увольнение работника, проходящего испытательный срок (И. Иванова, журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Бюджетная смета на 2022 год: какие изменения учесть? (М. Мишанина, журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Правила расчета больничных, "декретных" и "детских" пособий с 2022 года (Ю. Ершов, журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)

 

Информационный блок "Библиотека консультаций. Кадры"

 

Материалы прессы

 

  • Работник хочет оформить вычет на лечение (М. Косульникова, журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 9, сентябрь 2021 г.)
     
  • Споры о вредных условиях труда (С. Слесарев, журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 9, сентябрь 2021 г.)
     
  • Основные производственные опасности при выполнении работ на асфальтосмесительном заводе (В. Кузьменков, журнал "Культура безопасности труда", N 10, октябрь 2021 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: В аренде находятся тридцать помещений. Как правило, договоры аренды заключаются на 11 месяцев, при этом сложилась практика их регулярного продления. Возможен ли упрощенный порядок учета договоров аренды, учитывая, что часть некоторых арендованных помещений передана в субаренду? Необходимо поставить на учет ППА: Дебет 01 "ППА" Кредит 76 "Арендные обязательства". Для этого нужно рассчитать приведенную стоимость арендных платежей. В источниках указано, что приведенная стоимость рассчитывается по формуле: Приведенная стоимость - Номинальная сумма арендных платежей х Коэффициент дисконтирования. Коэффициент дисконтирования: , где R - ставка процента дисконтирования, n - период дисконтирования в годах. Верно ли, что если оплата производится ежемесячно, то и период дисконтирования должен быть в месяцах? Каков порядок расчета? Как учитывать операции по договорам аренды? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)
     
  • Вопрос: Работник бюджетной организации уволился в сентябре текущего года по собственному желанию. При этом окончательный расчет по премиям с работником в соответствии со ст. 140 ТК РФ был произведен только по август 2021 года. За отработанное время в сентябре и по итогам 2021 года годовая премия работнику начислена не была и, соответственно, не выплачена в составе окончательного расчета. Правомерны ли действия бывшего работодателя в части, касающейся невыплаты премии за периоды, пропорционально отработанные работником в сентябре и за 2021 год? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.)
     
  • Вопрос: Предприятие на ОСНО осуществляет производство мясоколбасной продукции, является плательщиком НДС. В 1 и 2 кварталах 2021 года было приобретено сырье по выгодным ценам со значительным запасом. Остаток сырья числится на сегодняшний день на счете 10. Входящий НДС по закупленному сырью учитывается на счете 19. С июля 2021 года производство продукции на предприятии приостановлено. Можно ли возместить входящий НДС по ранее закупленному сырью при отсутствии реализации продукции? Вправе ли налоговая инспекция проводить выездную проверку наличия остатка сырья на складах предприятия в случае возмещения входящего НДС по этому сырью? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)
     
  • Вопрос: Автономное учреждение заключило договор о приобретении электронной подписи. Ключевой носитель (USB) будет предоставлен исполнителю самим учреждением. По какой подстатье КОСГУ отразить расходы по договору? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)

ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. N 2036

"О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 636"

 

Кабмин уточнил требования к условиям энергосервисного контракта.

С 1 января 2022 г. изменятся требования к условиям энергосервисного договора (контракта) и особенности определения его начальной (максимальной) цены.

Поправками к 44-ФЗ установлены единые требования к содержанию извещения, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Исключена необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке. Вся информация включается в извещение о закупке, формируемое в электронном виде в ЕИС.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 ноября 2021 г.

 

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. N 2033

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

 

С 1 сентября 2022 г. вводятся критерии отнесения к теплосетевым организациям.

Правительство РФ определило критерии отнесения владельцев теплосетей и (или) водопроводных сетей, используемых для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения, к теплосетевым организациям. Критерии будут применяться с 1 сентября 2022 г. и действовать до 31 декабря 2027 г. До 31 августа 2022 г. собственники или иные законные владельцы теплосетей, в отношении которых утверждены тарифы на услуги по передаче теплоэнергии, теплоносителя, признаются теплосетевыми организациями.

Также установлены особенности расчета потерь в теплосетях теплосетевой организации, по которым теплоэнергия передается в многоквартирные и (или) жилые дома.

Тарифы на услуги по передаче теплоэнергии, теплоносителя организациям, не соответствующим критериям, не устанавливаются. Введенные тарифы не применяются и подлежат отмене.

Применение критериев позволит удалить с рынка недобросовестные компании.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 ноября 2021 г.

 

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2021 г. N 2009

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

 

Недобросовестных владельцев сетей тепло- и водоснабжения исключат из числа сетевых организаций.

Для сфер тепло- и водоснабжения определены критерии отнесения владельцев сетей к сетевым организациям. В частности, это минимальный срок владения сетями, технические показатели сетей, показатели деятельности самих организаций.

Цель - удалить с рынка недобросовестные компании.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 ноября 2021 г.

 

Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. N 772н

"Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем"

 

На период с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г. для работодателей установлены требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда.

Правила содержат требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ. В частности, прописываются требования к производственным помещениям и площадкам, к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов.

Инструкции содержат требования по безопасному выполнению работ. В частности, прописываются требования охраны труда перед началом, во время и по окончании работы, а также в аварийных ситуациях.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 ноября 2021 г. N 66015.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 ноября 2021 г.

 

Приказ Минздрава России от 26 ноября 2021 г. N 1103н

"Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических и психотропных лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения"

 

Минздрав обновил специальные требования к условиям хранения наркотических и психотропных лекарств.

В связи с реализацией в России механизма "регуляторной гильотины" Минздрав обновил специальные требования к условиям хранения наркотических и психотропных лекарственных средств. Они будут действовать с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г.

Существенно требования не меняются. Например, в аптечной, медицинской организации или организации оптовой торговли лекарства для парентерального, внутреннего и наружного применения должны храниться раздельно.

На внутренних сторонах дверей сейфов или металлических шкафов, в которых хранятся лекарства, должны вывешиваться списки с указанием их высших разовых и суточных доз.

Прежний порядок признается утратившим силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 ноября 2021 г. N 66140.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2021 г.

 

Приказ Минздрава России от 24 ноября 2021 г. N 1093н

"Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов"

 

Лекарства будут отпускаться по новым правилам.

Установлены единые правила отпуска лекарств. Они касаются аптек, ИП и организаций с лицензией на фармдеятельность, а также подразделений таких организаций в сельских поселениях, где нет аптек.

Отдельные правила для организаций и их подразделений и для аптек и ИП признаны утратившими силу.

Исключение - отпуск лекарств в виде наркотических средств и психотропных веществ и лекарств, содержащих такие средства и вещества. Для них установлены отдельные правила.

Также отдельно урегулирован отпуск аптеками иммунобиологических препаратов.

Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 ноября 2021 г. N 66142.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2021 г.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека юриста"

 

Книги

 

Защита прав потребителей: в поисках оптимальной модели: монография (Багрянская П.Д., Дьяконова М.О., Кабытов П.П. и др.; отв. ред. д.ю.н. С.А. Синицын, к.ю.н. М.Л. Шелютто). - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - ООО "Юридическая фирма Контракт", 2021 г.

Законодательство о защите прав потребителей является одной из динамично развивающихся сфер правового регулирования в общемировом масштабе, объединяющей подходы гражданского, административного, процессуального права в достижении общей цели эффективной и полноценной защиты интересов потребителей. Российское законодательство не является исключением. Развитие трансграничной торговли, рост новых технологий и фрагментарность отраслевого регулирования ставят новые задачи, требующие сбалансированных решений с опорой на богатый опыт не только российского, но и зарубежного потребительского законодательства, науки и практики. В связи с этим в представленной монографии исследован опыт Европейского союза в гармонизации норм, направленных на защиту прав потребителей, а также опыт ряда зарубежных стран (Бельгии, Бразилии, Великобритании, Италии, США, Франции). На основе проведенного анализа предложены меры по актуализации отечественного законодательства о защите прав потребителей.

 

Символоков О.А. Договоры в электроэнергетике: проблемы теории и практики: монография. - "Инфотропик Медиа", 2021 г.

В монографии проанализированы основные проблемы правового регулирования договорных отношений в сфере электроэнергетики, сформулирована авторская классификация таких договоров, исследована правовая природа электрической энергии как объекта гражданских прав, выявлены особенности договорных отношений на оптовом и розничных рынках электрической энергии, рассмотрены перспективы правового регулирования договоров в сфере возобновляемой энергетики и распределенной генерации.

Сложившаяся в российском законодательстве система договоров в электроэнергетике обусловлена реформированием отрасли и ее приспособлением к условиям рыночной экономики. Вместе с тем реформа не достигла одной из главных своих целей - формирование развитой конкуренции на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Несмотря на большую правотворческую работу, направленную на регулирование договорных отношений в сфере электроэнергетики, по-прежнему остается немало проблемных вопросов как теоретического, так и практического характера. Не разрешенными остаются проблемы договорного взаимодействия между субъектами электроэнергетики, а также между ними и потребителями (так, не сформирована оптимальная система договоров; свобода усмотрения субъектов электроэнергетики и потребителей при формулировании договорных условий существенно ограничена в силу преобладания императивных норм законодательства; существует проблема платежной дисциплины потребителей). Не способствует преодолению указанных проблем и судебная практика, которая не всегда отличается единообразием.

 

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (постатейный) (коллектив авторов, отв. ред. Д.О. Сиваков). - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - ООО "Юридическая фирма Контракт", 2021 г.

В комментарии проанализированы положения Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленного на реализацию законных прав граждан на бесплатное любительское и спортивное рыболовство. Большое внимание уделяется правоприменительной практике в области любительского рыболовства и близких к нему направлений рыбного хозяйства, а также примерам зарубежного опыта регулирования данной деятельности, во многом отличающимся от российского правового регулирования.

 

Комментарий судебной практики. Выпуск 27 (коллектив авторов; отв. ред. д.ю.н, проф. К.Б. Ярошенко). - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - ООО "Юридическая фирма Контракт", 2021 г.

В данном выпуске ежегодного Комментария на базе обобщения отдельных категорий дел и анализа конкретных споров, разрешенных судами общей юрисдикции, рассматриваются актуальные вопросы применения гражданского, семейного, земельного законодательства, законодательства о нотариате, об административных правонарушениях, гражданского процессуального и уголовно-процессуального законодательства.

В частности, исследуются вопросы о том, является ли достаточной для признания договора поручительства заключенным отсылка к основному договору в отсутствие согласования иных существенных условий договора поручительства; каковы объём и условия ответственности владельца источника повышенной опасности за вред, причинённый гибелью лося в результате ДТП; допускается ли в отсутствие брачного договора регистрация общей долевой собственности супругов на недвижимое имущество, приобретённое ими возмездно в период брака; как осуществить контроль за расходованием алиментов на ребенка. Показаны подходы к разрешению споров, связанных с выкупом (приватизацией) арендуемых земельных участков из государственных и муниципальных земель, установлению фактов извещения и вручения судебных постановлений в гражданском процессе, определению международной и внутренней подсудности по спорам о защите прав потребителей, разрешаемым на основании Монреальской или Варшавской конвенций.

 

Материалы прессы

 

  • Право быть выслушанным в судебном заседании с использованием веб-конференции: планируемые изменения в законодательстве (И.Н. Лукьянова, журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 9, сентябрь 2021 г.)
     
  • О возможности признания контролирующим должника лицом юрисконсультов, консультантов по правовым вопросам и адвокатов с целью их привлечения к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства (А. Ходаковский, журнал "Право и экономика", N 9, сентябрь 2021 г.)
     
  • Понуждение юридического лица к созыву общего собрания его участников (Р.В. Доброродный, журнал "Судья", N 8, август 2021 г.)
     
  • Действительность и исполнимость дореформенного международного арбитражного соглашения: некоторые актуальные вопросы, вызванные практикой переходного периода (М.Ю. Савранский, Г.В. Севастьянов, журнал "Третейский суд", N 2, апрель-июнь 2021 г.)
     
  • Как оспорить отчет оценщика (Л. Рябченко, сетевое издание "Адвокатская газета", N 21, ноябрь 2021 г.)
     
  • Дискуссионные вопросы Постановления Пленума ВАС РФ N 17 от 14 марта 2014 года "Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга". Поиск альтернатив (М.Ю. Дедок, журнал "Журнал предпринимательского и корпоративного права", N 4, октябрь-декабрь 2021 г.)
     
  • Важные позиции Верховного Суда РФ по спорам о земле и недвижимости (М. Строкань, Т. Кустова, Н. Кашуркина, сетевое издание "Адвокатская газета", N 21, ноябрь 2021 г.)
     
  • Ошибки при обосновании НМЦ по Закону N 44-ФЗ: несопоставимые условия (С.О. Постовалова, журнал "Вестник Института госзакупок", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов предпринимателей в уголовном судопроизводстве (О.А. Зайцев, журнал "Журнал российского права", N 10, октябрь 2021 г.)
     
  • Невзаимозаменяемые токены (NFT) как самостоятельный объект правового регулирования (Д.С. Емельянов, И.С. Емельянов, журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации", N 10, октябрь 2021 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: Организация 1 заключила договор об оказании услуг и сдала в аренду помещения Организации 2. До этого услуги оказывались и помещения арендовались Организацией 3 (с ней договорные отношения расторгнуты). В настоящее время в помещениях, арендуемых Организацией 2, осталось имущество Организации 3. Это имущество находится в исковом производстве, так как Организация 3 считает, что Организация 1 должна выкупить указанное имущество. При этом Организацией 1 выявлен факт использования имущества Организацией 2. Каковы действия Организации 1 в отношении имущества, которое ей не принадлежит, но находится на ее территории? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)
     
  • Вопрос: Заключается контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ на строительство и капитальный ремонт объектов капитального строительства. При разработке проектно-сметной документации для строительства объекта был выполнен локально-сметный расчет, в котором использовались актуальные на тот момент сметно-нормативные базы. Смета проверку достоверности не проходила. На момент заключения контракта смета соответствовала требованиям законодательства. Был проведен аукцион (в состав аукционной документации входила разработанная проектно-сметная документация), определен подрядчик, заключен контракт. На момент выполнения работ подрядчиком сметно-нормативная база претерпела изменения, были отменены некоторые приказы и взамен них введены в действия новые приказы и дополнения, тем самым локальный сметный расчет, который был в составе аукционной документации, содержит в себе неактуальную информацию (не подлежащие использованию единичные расценки, приказы по определению накладных расходов и сметной прибыли и т. д.) Подрядчиком был выполнен и предоставлен новый локальный сметный расчет на выполнение этих работ с применением актуальных сметно-нормативных баз. В этом сметном расчете остались прежними виды, состав и объемы работ. Поменялась стоимость за выполненные работы в отдельных позициях, главах, но итоговая стоимость по смете путем применения понижающего коэффициента осталась как в первоначальном локальном сметном расчете (который был в составе аукционной документации). На основании нового локального сметного расчета подрядчиком для оплаты был предоставлен акт выполненных работ, в нем также не изменились виды, состав и объемы работ, а к итоговой сумме применен понижающий коэффициент. Дополнительные соглашения к контракту на перерасчет цен не заключались. Проверяющий орган заказчику настоятельно рекомендует не принимать от подрядчика акты выполненных работ, которые составлены на основании нового локального сметного расчета, а использовать первоначальный сметный расчет. Насколько правомерны рекомендации проверяющего органа? Возможно ли заказчику использовать локальные сметные расчеты с утратившими силу нормативами и оплачивать выполненные работы по акту, который составлен на основании смет с утратившими силу нормативами? Правомерно ли актуализировать сметные расчеты, по истечении времени и применять понижающие коэффициенты к итоговой стоимости (чтобы избежать повышения суммы в целом)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.)

АРХИВ Выпусков

21 января 2022 г.    Выпуск №    2 (802)
14 января 2022 г.    Выпуск №    1 (801)
30 декабря 2021 г.    Выпуск №    51 (800)
24 декабря 2021 г.    Выпуск №    50 (799)
17 декабря 2021 г.    Выпуск №    49 (798)
10 декабря 2021 г.    Выпуск №    48 (797)
3 декабря 2021 г.    Выпуск №    47 (796)
26 ноября 2021 г.    Выпуск №    46 (795)
19 ноября 2021 г.    Выпуск №    45 (794)
12 ноября 2021 г.    Выпуск №    44 (793)
3 ноября 2021 г.    Выпуск №    43 (792)
29 октября 2021 г.    Выпуск №    42 (791)
22 октября 2021 г.    Выпуск №    41 (790)
15 октября 2021 г.    Выпуск №    40 (789)
8 октября 2021 г.    Выпуск №    39 (788)
1 октября 2021 г.    Выпуск №    38 (787)
24 сентября 2021 г.    Выпуск №    37 (786)
17 сентября 2021 г.    Выпуск №    36 (785)
10 сентября 2021 г.    Выпуск №    35 (784)
3 сентября 2021 г.    Выпуск №    34 (783)
27 августа 2021 г.    Выпуск №    33 (782)
20 августа 2021 г.    Выпуск №    32 (781)
13 августа 2021 г.    Выпуск №    31 (780)
6 августа 2021 г.    Выпуск №    30 (779)
30 июля 2021 г.    Выпуск №    29 (778)
23 июля 2021 г.    Выпуск №    28 (777)
16 июля 2021 г.    Выпуск №    27 (776)
9 июля 2021 г.    Выпуск №    26 (775)
2 июля 2021 г.    Выпуск №    25 (774)
25 июня 2021 г.    Выпуск №    24 (773)