ВЕСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
10 декабря 2021 г. ВЫПУСК № 48 (797)



Вести для Юриста Вести для Бухгалтера Вести для Каждого Архив Вестей

ВЕСТИ ДЛЯ КАЖДОГО

Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 406-ФЗ

"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"

 

С нового года МРОТ составит 13 890 руб.

Подписан закон о повышении с 1 января 2022 г. МРОТ до 13 890 руб. в месяц.

В настоящее время он равен 12 792 руб. Таким образом, повышение составит более 8,5%.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2021 г.

 

Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 405-ФЗ

"О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"

 

Граждан освободили от необходимости предъявлять полис ОМС для получения медпомощи.

Теперь бумажный полис ОМС будет выдаваться по желанию застрахованного лица. Полис в виде штрихового кода выдадут через Единый портал госуслуг. При обращении за медицинской помощью гражданин должен будет предъявить по своему выбору полис или удостоверение личности (для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении).

Закреплено, что сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медпомощи предоставляются через Единый и региональные порталы госуслуг.

Уточнен порядок формирования целевых средств страховой медорганизации. Решено направлять не 50, а 100 процентов средств, поступивших из медорганизаций в результате применения к ним санкций за нарушения, выявленные в рамках медико-экономического контроля.

Порядок ведения персонифицированного учета в сфере ОМС будет определять Правительство, а не Минздрав. Скорректирован состав сведений о застрахованных лицах. Единый регистр застрахованных лиц будет включать региональные сегменты, содержащие информацию о гражданах, которым на территории субъекта РФ выдан полис ОМС.

До 2024 г. включительно продлено предоставление из ФОМС межбюджетных трансфертов для софинансирования расходов медорганизаций на оплату труда врачей и среднего медперсонала, а также для осуществления стимулирующих выплат за выявление онкозаболеваний в ходе диспансеризации и профосмотров.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2021 г.

 

Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 402-ФЗ

"О внесении изменений в статью 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

 

Появится единая информационная система об отмененных доверенностях.

Подписан закон о создании единой информационной системы обо всех отмененных доверенностях.

Сведения о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности будут вноситься в электронный реестр распоряжений об отмене доверенностей. Закрепляется презумпция осведомленности об отмене такой доверенности на следующий день после внесения соответствующих данных в реестр (если лица не извещены ранее).

Сведения об отмене доверенностей (как в нотариальной, так и в простой письменной форме) будут предоставляться Федеральной нотариальной палатой ежедневно, круглосуточно и бесплатно через Интернет всем желающим.

Федеральный закон вступает в силу с 29 декабря 2021 г.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2021 г.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 декабря 2021 г. N 34

"О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения СОVID-2019"

 

ПЦР-тест на COVID-19 должен быть сдан иностранцем или апатридом не ранее чем за 2 дня до прилета в Россию.

Иностранцы и апатриды, прилетающие в нашу страну, должны предъявлять отрицательный результат ПЦР-теста на коронавирус. Уточнено, что его необходимо пройти не ранее чем за два дня до прибытия в Россию (до внесения поправок речь шла о трех днях).

В наших аэропортах Роспотребнадзором будет организовано выборочное тестирование на COVID-19 не только для иностранцев и лиц без гражданства, но и для россиян. А при прилете из стран с ухудшенной эпидситуацией может проводиться сплошное тестирование.

Постановление вступает в силу на следующий после даты опубликования день.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2021 г. N 66209.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 декабря 2021 г.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 декабря 2021 г. N 33

"О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 N 15"

 

Срок действия отрицательного ПЦР-теста ограничили 48 часами.

Скорректированы правила профилактики COVID-19.

У лиц, контактировавших с больным, мазки будут брать только при появлении симптомов ОРВИ. В отсутствие симптомов в течение периода изоляции их будут выписывать без тестирования на COVID-19.

Ранее в обоих случаях тестирование было обязательным.

Также установлено, что срок действия отрицательного ПЦР-теста составляет 48 часов.

Постановление вступает в силу со дня, следующего за датой опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2021 г. N 66208.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 декабря 2021 г.

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 декабря 2021 г. N 32

"Об усилении мер, направленных на предотвращение завоза и распространения на территории Российской Федерации нового штамма СОVID-19"

 

Для всех приезжающих из 9 стран Африки и Гонконга вводится двухнедельный карантин.

Всем прибывающим в Россию из Ботсваны, Зимбабве, Лесото, Мадагаскара, Мозамбика, Намибии, Танзании, Эсватини, ЮАР и Гонконга предписано соблюдать 14-дневную изоляцию со дня прибытия. При этом им необходимо дважды сдать ПЦР-тест на коронавирус. Первый раз - в течение 2 дней после прибытия, второй раз - с 10 по 12 день после прибытия.

Постановление вступает в силу со следующего дня после его официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2021 г. N 66207.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 декабря 2021 г.

ВЕСТИ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Приказ Минфина России от 2 ноября 2021 г. N 170н

"О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н"

 

Минфин уточнил порядок составления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.

К бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений дополнительно отнесен отчет ф. 0503738, содержащий данные о принятии и исполнении обязательств в ходе реализации нацпроектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе нацпроектов).

Уточнен порядок формирования баланса (ф. 0503730), справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725), отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721) и ряда иной отчетности.

Приказ применяется начиная с отчетности за 2021 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2021 г. N 66232.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2021 г.

 

Приказ Минфина России от 30 сентября 2021 г. N 142н

"О внесении изменений в приложения N 1 - 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"

 

Минфин расширил перечень форм электронных первичных учетных документов и бухгалтерских регистров учреждений.

Для государственных (муниципальных) учреждений введен еще один электронный регистр бухучета - Карточка учета имущества в личном пользовании (ф. 0509097). В перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов дополнительно включены:

- извещение о начислении доходов (об уточнении начисления) (ф. 0510432);

- акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435);

- решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510441);

- изменение решения о проведении инвентаризации (ф. 0510447).

Новые документы применяются с 1 января 2022 г. - при ведении бюджетного учета уполномоченной организацией и с 1 января 2023 г. - для остальных учреждений (последние могут применять и ранее указанной даты в случаях, предусмотренных учетной политикой).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2021 г. N 66214.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2021 г.

 

Закон Московской области от 29 ноября 2021 г. N 231/2021-ОЗ

"О внесении изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области"

 

О льготном налогообложении в Московской области.

Организации, которые реализуют подакцизные товары в виде легковых автомобилей и мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), учитываемых в бухгалтерском учете организации более одного года как основные средства, теперь также имеют право на налоговые льготы. Установлено, что действие налоговых льгот для образовательных организаций не распространяется на государственные и муниципальные образовательные организации. Уточнен круг получателей льгот, предоставляемых социально ориентированным некоммерческим организациям.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г.

Опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 30 ноября 2021 г.; на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2021 г.

 

Закон Московской области от 29 ноября 2021 г. N 230/2021-ОЗ

"О внесении изменений в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области"

 

Оптимизация налоговой нагрузки на организации, владеющие жилыми помещениями в Московской области.

Уточнен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества. Налоговая ставка в размере 0 процентов устанавливается в отношении жилых помещений, по которым до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщиком представлены в налоговые органы по месту нахождения объекта недвижимого имущества сведения о том, что указанные жилые помещения не учтены в течение налогового периода на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, и со дня принятия указанных объектов к бухгалтерскому учету прошло не более одного года.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 30 ноября 2021 г.; на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 ноября 2021 г.

 

Закон Московской области от 26 ноября 2021 г. N 228/2021-ОЗ

"О внесении изменений в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области"

 

Что нового в патентной системе налогообложения Московской области?

Региональное налоговое законодательство приведено в соответствие с федеральным законодательством. Увеличен размер годового дохода по видам предпринимательской деятельности (ПВГД) для индивидуальных предпринимателей, не привлекающих наемных работников. Также вырос размер ПВГД за первый объект (единицу натурального показателя) автотранспортных средств, судов водного транспорта, стационарной или нестационарной торговой сети, организаций общественного питания и базовый размер ПВГД при сдаче в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 26 ноября 2021 г.; на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2021 г.

 

Закон Московской области от 26 ноября 2021 г. N 227/2021-ОЗ

"О внесении изменений в Закон Московской области "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения" и в Закон Московской области "О патентной системе налогообложения на территории Московской области"

 

Внесены изменения в законодательство Московской области об упрощенной и патентной системе налогообложения. В целях поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей продлено на 2 года действие "нулевых ставок" по упрощенной системе налогообложения и по патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной, бытовых и (или) научных сферах, а также пониженной налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения в размере 10 процентов для налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды экономической деятельности.

Закон вступает в силу с 1 января 2022 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона.

Опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 26 ноября 2021 г.; на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2021 г.

 

Вопрос – ответ

 

Вопрос. Организация в августе 2021 года получила требование о валютном регулировании и валютном контроле в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ о представлении документов (платежные (расчетно-платежные) ведомости, листы кассовой книги, РКО, трудовые договоры) за период с октября 2019 года по август 2021 года. Срок представления документов - десять рабочих дней. В октябре были вынесены постановления о назначении административного наказания в отношении генерального директора и организации за нарушения, которые были допущены в декабре 2019 года и в феврале 2020 года. 01.12.2021 по ТКС поступило уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ. В уведомлении также содержалось требование о представление дополнительных документов в течение десяти рабочих дней.

Сколько по времени длится проверка по данному требованию? Может ли в уведомлении о вызове налогоплательщика в налоговый орган быть требование о представлении дополнительных документов?

 

Ответ. При определении проверяемого периода и сроков исполнения государственной функции налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП, а также положение п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах составляет два года со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

П. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ закрепляет обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России в соответствии с ч. 4 ст. 5 комментируемого закона.

К ним относятся:

Справка о подтверждающих документах, порядок и сроки представления которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.

Ведомость банковского контроля, порядок и сроки формирования и ведения которой установлены настоящей Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям уполномоченных банков.

Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ:

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах.

Процедуры назначения и проведения налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства регламентированы Административным регламентом ФНС России по валютному контролю (приказ Федеральной налоговой службы от 26 августа 2019 г. N ММВ-7-17/418@).

Срок осуществления контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства составляет четыреста восемьдесят пять рабочих дней.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Однако подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ дает налоговым органам право вызывать налогоплательщиков (налоговых агентов) для дачи пояснений, но не содержит требований о том, что соответствующие пояснения должны быть представлены налогоплательщиком (налоговым агентом) исключительно в письменном виде.

Так, в п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 указано, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88, 89, 93, 93.1 (пп. 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. В этой связи следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Шестова Юлия

 

Ответ прошел контроль качества

 

3 декабря 2021 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека бухгалтера и кадрового работника"

 

Книги

 

Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования (под редакцией А.В. Брызгалина). - "Налоги и финансовое право", 2021 г.

Тематический сборник посвящён анализу практики авторов в связи с консультированием по вопросам обложения налогом на имущество, земельным и транспортным налогами. Отдельно рассмотрены случаи, связанные с появлением внереализационных расходов для цели налогообложения прибыли при строительстве объекта, который будет затем передан органам государственной власти; с вычетами НДС при получении субсидии и финансирования в рамках концессионного соглашения; с НДС при установлении сервитута в отношении участков, находящихся в государственной собственности.

В традиционном формате представлена систематизированная подборка практики судов кассационной инстанции (АС округов и ВС РФ) применения общих положений НК РФ, касающихся прав налогоплательщиков при взыскании, возврате, списании налога; при налоговых проверках; по поводу составов правонарушений, предусмотренных ст. 119 (непредоставление налоговой декларации, расчёта), 126 (непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля) и 129.1 (неправомерное несообщение сведений) НК РФ.

 

Материалы прессы

 

  • Парадоксы коэффициентного анализа бухгалтерской отчетности (М.Л. Пятов, журнал "Вестник профессиональных бухгалтеров", N 5, сентябрь-октябрь 2021 г.)
     
  • Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 12 октября 2021 г. N СД-4-3/14488@ (Е. Чимидова, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2021 г.)
     
  • Цифровые технологии аудита: правовые аспекты (Ю.Н. Александрова, журнал "Учет и контроль", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Влияние цифровых технологий на учетную политику формирования отчетности для разных пользователей (М.Т. Турманов, Т.М. Рогуленко, журнал "Вестник профессиональных бухгалтеров", N 5, сентябрь-октябрь 2021 г.)
     
  • Форма N 5-аудит и другие неежегодные материалы статистической отчетности по аудиту (Е.М. Гутцайт, журнал "Аудитор", N 10, октябрь 2021 г.)
     
  • Обесценение основных средств (О.В. Давыдова, журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Когда и как можно уменьшить размер налогового штрафа? (А. Максимова, журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • О товарах, подлежащих прослеживаемости, и представляемой по ним отчетности (М. Зарипова, журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Что изменится в работе с больничными листами и выплате пособий в 2022 году? (И.Е. Иванова, журнал "Руководитель автономного учреждения", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Налоги и налоговое администрирование: изменения в НК РФ (И.Е. Иванова, журнал "Руководитель бюджетной организации", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Разъяснения Минфина по применению КВР и кодов КОСГУ (Т. Суворова, журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Установлен порядок определения платы за платные услуги (С. Мухин, журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Бухгалтерская отчетность с учетом инфляции (О. Заболонкова, журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)

 

Информационный блок "Библиотека консультаций. Кадры"

 

Материалы прессы

 

  • И снова о вакцинации (А.О. Егорова, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Выплаты при направлении работника на обучение (С.В. Тяпухин, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Комментарий к постановлению Конституционного Суда РФ от 6 октября 2021 г. N 43-П "По делу о проверке конституционности части пятой статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.А. Мининой" (М.В. Подкопаев, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Что учитывать при перемещении работника? (Т.Ю. Комиссарова, журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 11, ноябрь 2021 г.)
     
  • Что нужно согласовывать с профсоюзом: памятка для работодателя (Л.В. Куревина, журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 11, ноябрь 2021 г.)
  • Споры по аутстаффингу (Д. Царькова, журнал "Управление персоналом", N 31, октябрь 2021 г.)

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: Организация заключила договор лизинга о приобретении железнодорожных платформ (50 штук) по партиям в 2019 году. Выкуп будет произведен в январе 2026 года. Право собственности на имущество согласно условиям договора принадлежит лизингодателю в течение всего срока договора. Лизинговые платежи уплачиваются и списываются согласно графику по представлению счетов-фактур. Железнодорожные платформы лизингополучатель учитывает за балансом, на 001 счете, поштучно, не партией. Стоимость одной платформы в учете - 2 700 000 руб. Лизинговый платеж к начислению списывается на счет 26. Необходимо ли будет с 1 января поставить железнодорожные платформы на свой баланс, или у организации-арендатора есть право довести старые договоры по-старому? По какой стоимости ставить на баланс? Надо ли учитывать оценочное обязательство (как рассчитывать)? Надо ли пересчитывать предыдущие периоды? Что необходимо списывать в бухгалтерском и налоговом учете? Как определить ставку расчета процентов? Как определить дисконтированные лизинговые платежи? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)
     
  • Вопрос: Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Приморского края от 11.10.2021 N 7 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Приморском крае" (далее - Постановление N 7) работающие лица на основании трудового договора подлежат обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) первым компонентом в срок до 15.11.2021, вторым компонентом в срок до 15.12.2021. Согласно п. 3.2 Постановления N 7 руководителям надлежит: отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы с 15.11.2021 лиц, не получивших ни одного компонента вакцины против новой коронавирусной инфекции; с 15.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации. Правомерно ли будет отстранение работника бюджетного учреждения здравоохранения (краевой онкологический диспансер) согласно Постановлению N 7 от работы с 15.11.2021 в случае его отказа от вакцинации или непредставления документа, подтверждающего получение первого компонента вакцины? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)
     
  • Вопрос: Компания имеет в своем составе обособленное подразделение. По головному подразделению предоставлена льгота по налогу на прибыль в региональный бюджет, ставка составляет 13,5%, по обособленному подразделению - 17%. Каким образом производить расчет налога на прибыль? Как рассчитать налог с учетом разных ставок? Каким образом заполнять декларацию по налогу на прибыль? Как заполняется Лист 2 и Приложение 5к Листу 02? Какие коды организации указываются? Каким образом происходит расчет счетов бухгалтерского учета 09 и 77? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)
     
  • Вопрос: В результате произошедшего пожара огнем уничтожено здание, закрепленное на праве оперативного управления за казенным учреждением. Здание восстановлению не подлежит, будет проводиться процедура разбора и утилизации, продолжительность которой может составить несколько лет, здание списано с балансового учета на забалансовый счет 02. Земельный участок, на котором находится сгоревшее здание, закреплен за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, до момента утилизации здания и внесения записи в ЕГРН о снятии с кадастрового учета отказ от права пользования на земельный участок невозможен. Необходимо ли учреждению признать неактивом и списать на забалансовый счет 02 земельный участок? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)

ВЕСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Постановление Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2021 г. N 51-П

"По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина В.И. Тринько"

 

Механизм внесудебного исключения гаражных кооперативов из ЕГРЮЛ требуется доработать!

По закону недействующее юрлицо можно исключить из ЕГРЮЛ без суда.

Налоговый орган принимает такое решение, если в предшествующие 12 мес. организация не представляет отчетность и нет движения средств по ее счетам.

КС РФ признал эти нормы неконституционными в части их применения к гаражным (гаражно-строительным) кооперативам.

Дело в том, что закон не позволяет учесть специфику этого вида юрлица. Такие объединения граждан предназначены для того, чтобы обеспечить им возможность использовать имущество в личных целях. Эти организации, как правило, не участвуют активно в гражданском обороте, не ведут приносящую доход деятельность и действуют без профессионального управления ими.

Поэтому исключение подобных НКО из реестра лишь по таким формальным признакам, как отсутствие операций по счету и непредставление отчетности, не допускается.

Законодатель должен принять необходимые поправки. Нужно в т. ч. определить механизм информирования гаражного кооператива и лица, действующего от его имени без доверенности, о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Необходимо предоставить возможность направить в регистрирующий орган возражения при продолжении ведения кооперативом деятельности.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2021 г.

 

Обзор практики применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации при рассмотрении уголовных дел

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 8 декабря 2021 г.)

 

Обзор практики применения международных норм в уголовных делах.

Проанализирована практика применения международных норм и общепризнанных принципов при рассмотрении уголовных дел.

Отмечено, что суды руководствуются международным договором, если он вступил в силу и для нашего, и для иностранного государства.

Если положения такого договора содержат иные правила, нежели закон, в котором Россия выразила согласие на его обязательность, применяется договор. Должны учитываться все оговорки и заявления, которые даются при таком согласии.

Суды учитывают позиции и толкование международных норм ЕСПЧ, а также иных межгосударственных органов, юрисдикцию которых признает наша страна. Причем во внимание принимаются дела, которые рассмотрены ими как в отношении России, так и третьих государств.

Приведены примеры применения международных норм в сфере уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений.

В частности, проиллюстрировано дело, в котором суд, ссылаясь в т. ч. на позиции ЕСПЧ, отказал следователю в проведении осмотра персонального компьютера адвоката.

 

Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 407-ФЗ

"О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Фермеры и с/х кооперативы смогут торговать собственной продукцией на своей территории.

Скорректированы ЗК и Законы о КФХ и с/х кооперации.

Фермерам разрешили торговать собственной продукцией на принадлежащих им землях с/х назначения, не относящихся к с/х угодьям:

- с использованием помещений в зданиях, строениях, сооружениях, входящих в состав имущества хозяйства;

- в нестационарных торговых объектах, размещаемых без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя.

Аналогичную норму внесли в Закон о кооперации в отношении СПК.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2021 г.

 

Постановление Правительства России от 30.11.2021 N 2143

"О типовых лицензионных договорах о безвозмездном предоставлении права использования результата интеллектуальной деятельности для государственных или муниципальных нужд"

 

О безвозмездном предоставлении права использования РИД для госнужд.

С 2022 г. вводятся типовые лицензионные

 договоры о безвозмездном предоставлении права использования РИД для государственных или муниципальных нужд, а также в целях выполнения работ или поставок продукции для таких нужд. Также устанавливаются правила их заключения.

Договоры заключаются в случаях, когда исключительное право на РИД, созданный по государственному или муниципальному контракту:

- принадлежит не государству, региону или муниципалитету;

- принадлежит совместно исполнителю и государству, региону или муниципалитету.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2021 г.

 

Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2021 г. N 3455-р

 

Кабмин установил, в каких случаях не действует запрет на работу в опасных условиях труда.

С 1 марта 2022 г. начнут действовать новые нормы ТК РФ, согласно которым работодатель обязан приостановить работы, если условия труда на рабочих местах по результатам спецоценки отнесены к опасному классу, до устранения оснований установления этого класса. На время приостановки работникам, занятым на соответствующих рабочих местах, предоставляются определенные гарантии.

Правительство РФ установило, в отношении каких работ не действует запрет на выполнение трудовых обязанностей в опасных условиях. Это, например, работы по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, по ликвидации теракта, отдельные виды аварийно-спасательных работ, гуманитарное разминирование.

Распоряжение вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2021 г.

 

Приказ Минцифры России от 21 октября 2021 г. N 1085

"Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий"

 

Заявления на госаккредитацию IT-компаний принимаются только через Госуслуги.

Для IT-компаний с 20% до 3% снижена ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, 0% - для налога, зачисляемого в региональный бюджет. Также для них предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Одно из условий применения льгот - наличие у организации госаккредитации. Минцифры обновило регламент ее получения.

Срок оказания госуслуги сокращен с 35 календарных дней до 1 рабочего дня. Заявление на ее предоставление теперь подается только через Единый портал госуслуг. Госпошлина и иная плата по-прежнему не взимаются.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 ноября 2021 г. N 66167.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2021 г.

 

Приказ Минтруда России от 29 октября 2021 г. N 771н

"Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней"

 

Минтруд обновил примерный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

С 1 марта 2022 г. вводится новый примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Речь также идет о мероприятиях по снижению профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней.

В числе новых мероприятий - приобретение приборов, устройств, оборудования (их комплексов), обеспечивающих видео-, аудио или иную фиксацию процессов выполнения работ.

Типовой перечень мероприятий от 2012 г. признается утратившим силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 декабря 2021 г. N 66196.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 декабря 2021 г.

 

Приказ Минтруда России от 22 сентября 2021 г. N 656н

"Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)"

 

О предупреждении производственного травматизма при работе на территории другого работодателя.

С 1 марта 2022 г. устанавливается примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ, оказании услуг на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица).

Речь идет об организационных, технических, лечебно-профилактических, санитарно-бытовых мероприятиях, а также мероприятиях по обеспечению СИЗ. В частности, возможна дистанционная видео-, аудио или иная фиксация рабочих процессов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 декабря 2021 г. N 66192.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 декабря 2021 г.

 

Приказ ФНС России от 1 ноября 2021 г. N ЕД-7-14/948@

"О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@"

 

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о доверительном управлении и о договоре конвертируемого займа: изменилась форма N Р13014.

Скорректирована форма заявления о госрегистрации изменений, внесенных в учредительный документ юрлица, и (или) о внесении изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма N Р13014).

Форма дополнена графами, где отражаются сведения о договоре конвертируемого займа и изменения, вносимые в учредительный документ юрлица в связи с увеличением уставного капитала во исполнение такого договора.

Уточнен порядок указания сведений о доверительном управлении.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2021 г. N 66212.

Опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 декабря 2021 г.

 

Вопрос – ответ

 

Вопрос. В какой суд подавать иск о защите прав потребителя с требованием о замене квартиры, переданной застройщиком по договору долевого участия в связи с выявленными экспертизой неустранимыми нарушениями и несоответствием технических характеристик квартиры характеристикам предмета договора? Действительно ли можно с этим иском обращаться в арбитражный суд?

 

Ответ. С иском к застройщику потребитель может обратиться в арбитражный суд только в рамках дела о банкротстве застройщика. В остальных случаях требования предъявляются в суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что в настоящее время требование о замене  замены была предусмотрена договором участия в долевом строительстве).

 

Поясним.

 

По общему правилу, дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, подведомственны судам общей юрисдикции (часть 1 статьи 22 ГПК РФ, пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 N 17). Однако существует специальная норма пункта 1 статьи 201.4 закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которой «с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом … требования о передаче жилых помещений…и (или) денежные требования участников строительства могут быть предъявлены к застройщику только в рамках дела о банкротстве застройщика». Если в рассматриваемом случае речь не идет о банкротстве застройщика, то иск следует подавать в суд общей юрисдикции.

 

Отношения, возникающие между потребителем и застройщиком, регулируются не только законом о защите прав потребителей, но и специальным законом 214-ФЗ, который НЕ предусматривает право потребителя на замену квартиры с недостатками на другую (части 2 и 3 статьи 7 закона 214-ФЗ). Судебная практика, рассматривая соотношение норм названных законов в части требований потребителя при передаче ему квартиры с недостатками, отдает приоритет закону 214-ФЗ. В частности, в Апелляционном определении СК по гражданским делам Тульского областного суда от 12.12.2013 по делу N 33-3080 суд отказал в удовлетворении иска о замене квартиры, отметив, что квартира является объектом недвижимости, а истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, но может обратиться с отдельным иском о расторжении договора долевого строительства. В другом судебном решении (Апелляционное определение СК по гражданским делам Тюменского областного суда от 07.07.2014 по делу N 33-3229/2014) суд указал, что поскольку заявленное истцом требование о замене жилого помещения на другое жилье основано на наличии недостатков в работах по строительству спорной квартиры, как объекта долевого строительства, то требование удовлетворению не подлежит ввиду того, что статьей 7 закона 214-ФЗ «не предусмотрено право участника долевого строительства требовать от застройщика предоставления другого жилого помещения взамен первоначального, имеющего недостатки». Аналогичная позиция отражена и в Апелляционном определении СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.08.2015 по делу N 33-18999/2015, где суд указал, что «ссылка истца на Закон РФ "О защите прав потребителей" в части замены квартиры, основана на ошибочном толковании закона», а закон 214-ФЗ «не предусматривает замену квартиры вследствие выявленных недостатков».

 

В 2016 году вопрос о возможности замены квартиры с недостатками был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ. В Определении от 10.05.2016 N 5-КГ16-47 судебная коллегия  ВС РФ пришла к выводу, что нормы закона 214-ФЗ являются специальными по отношению к нормам закона о защите прав потребителей, поэтому подлежат применению нормы закона 214-ФЗ. Определение N 5-КГ16-47 было включено в Обзор судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом ВС РФ 19.07.2017), в пункте 2 которого отмечено, что «замена подлежащего передаче объекта долевого строительства на равнозначный не предусмотрена Законом N 214-ФЗ в качестве способа защиты права участника долевого строительства. Вместе с тем замена объекта долевого строительства, подлежащего передаче участнику долевого строительства, может быть установлена договором участия в долевом строительстве». Таким образом, в настоящее время иск о замене квартиры не имеет судебной перспективы.

 

Ответ подготовлен специалистами ООО "Гарант-ИнфоЦентр" 7 декабря 2021 г.

 

Новые материалы в системе ГАРАНТ

 

Информационный блок "Большая библиотека юриста"

 

Книги

 

Борисов А.Н. Обжалование и оспаривание решений, действий контрольных (надзорных) органов. Практические рекомендации. - "Деловой двор", 2021 г.

Рассмотрены досудебные (внесудебные) процедуры обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящем контрольном (надзорном) органе. Приведены случаи обязательного досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Кроме того, подробно рассмотрены процедуры оспаривания решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц в арбитражном суде и в суде общей юрисдикции, а также процедуры обжалования судебных актов по делам об оспаривании решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Издание содержит примерные формы документов, используемых при досудебном (внесудебном) обжаловании и судебном оспаривании решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

 

Суровцев А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (постатейный, издание третье, перераб. и доп.). - "Деловой двор", 2021 г.

В книге подробно рассмотрены основные аспекты технического регулирования: принятия и применения технических регламентов, подтверждения соответствия (в форме сертификации и декларирования соответствия), государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Проведен сравнительный анализ с положениями Законов РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг", которые заменены комментируемым Законом. Использованы нормативные правовые акты Правительства РФ и органов технического регулирования: Минпромторга России, Росстандарта (Ростехрегулирования), Госстандарта России. Проанализированы изменения, внесенные в комментируемый Закон в связи с принятием Федеральных законов "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", "О стандартизации в Российской Федерации" и "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Третье издание комментария подготовлено с учётом многочисленных изменений и дополнений, в том числе внесённых Федеральными законами от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ, N 176-ФЗ и от 2 июля 2021 г. N 351-ФЗ.

 

Ефремов А.В. Анализ рассмотрения споров, связанных с увольнением военнослужащих с военной службы и предоставлением им социальных гарантий и компенсаций в зависимости от основания увольнения. - Специально для системы ГАРАНТ, 2021 г.

В работе рассмотрены правовые аспекты следующих вопросов: соблюдение законности при применении взыскания за коррупционное правонарушение как причины для последующего увольнения военнослужащего; особенности увольнения военнослужащих с военной службы по различным основаниям; предоставление увольняемым военнослужащим компенсаций и (или) социальных гарантий в зависимости от основания увольнения.

 

Рыжаков А.П. Вызов физического лица для допроса на стадии предварительного расследования. Комментарий к статье 188 УПК РФ. - Специально для системы ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.

Автором рассматриваются процедурные тонкости вызова следователем (дознавателем) физического лица для допроса в рамках предварительного расследования уголовного дела.

 

Материалы прессы

 

  • Об ошибочности отнесения к актам злоупотребления правом действий по осуществлению субъективных прав в противоречии с их назначением (целью) (С.В. Мусарский, журнал "Закон", N 7, июль 2021 г.)
     
  • Основные изменения новой редакции Инкотермс 2020 (Н.Ю. Родыгина, Л.А. Обуховская, А.А. Дергачёв, А.А. Мусихин, журнал "Образование и право", N 8, август 2021 г.)
     
  • Увольнение руководителя банка в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) в случае ликвидации либо банкротства кредитной организации (Р.К. Петручак, журнал "Образование и право", N 8, август 2021 г.)
     
  • Правовая природа распоряжения телеграм-каналом (А.С. Касьянов, журнал "ИС. Авторское право и смежные права", N 2, февраль 2021 г.)
     
  • Принцип старшинства при столкновении сходных до степени смешения средств индивидуализации, принадлежащих разным лицам (А.П. Сергеев, журнал "Закон", N 7, июль 2021 г.)
     
  • Служебные произведения: проблемы правоприменительной практики (Н.К. Абрамова, журнал "ИС. Авторское право и смежные права", N 2, февраль 2021 г.)
     
  • Инвестиционные товарищества в контексте других существующих в России форм ведения совместной деятельности и в сравнении с limited partnership в США (Е.Е. Якушева, журнал "Lex Russica", N 10, октябрь 2021 г.)

 

Новые материалы службы Правового консалтинга ГАРАНТ

 

  • Вопрос: При каких условиях возможно взыскание упущенной выгоды с администрации города в ситуации, когда действия администрации повлекли за собой расторжение договоров аренды и невозможность сдать в аренду помещения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2021 г.)
     
  • Вопрос: Срок контракта по капитальному ремонту - менее года. Планируется замена видов работ более чем на 30% и увеличение срока выполнения работ. Можно ли в данном случае изменить срок выполнения работ? На сколько процентов можно изменить виды работ в локальном сметном расчете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.)

АРХИВ Выпусков

21 января 2022 г.    Выпуск №    2 (802)
14 января 2022 г.    Выпуск №    1 (801)
30 декабря 2021 г.    Выпуск №    51 (800)
24 декабря 2021 г.    Выпуск №    50 (799)
17 декабря 2021 г.    Выпуск №    49 (798)
10 декабря 2021 г.    Выпуск №    48 (797)
3 декабря 2021 г.    Выпуск №    47 (796)
26 ноября 2021 г.    Выпуск №    46 (795)
19 ноября 2021 г.    Выпуск №    45 (794)
12 ноября 2021 г.    Выпуск №    44 (793)
3 ноября 2021 г.    Выпуск №    43 (792)
29 октября 2021 г.    Выпуск №    42 (791)
22 октября 2021 г.    Выпуск №    41 (790)
15 октября 2021 г.    Выпуск №    40 (789)
8 октября 2021 г.    Выпуск №    39 (788)
1 октября 2021 г.    Выпуск №    38 (787)
24 сентября 2021 г.    Выпуск №    37 (786)
17 сентября 2021 г.    Выпуск №    36 (785)
10 сентября 2021 г.    Выпуск №    35 (784)
3 сентября 2021 г.    Выпуск №    34 (783)
27 августа 2021 г.    Выпуск №    33 (782)
20 августа 2021 г.    Выпуск №    32 (781)
13 августа 2021 г.    Выпуск №    31 (780)
6 августа 2021 г.    Выпуск №    30 (779)
30 июля 2021 г.    Выпуск №    29 (778)
23 июля 2021 г.    Выпуск №    28 (777)
16 июля 2021 г.    Выпуск №    27 (776)
9 июля 2021 г.    Выпуск №    26 (775)
2 июля 2021 г.    Выпуск №    25 (774)
25 июня 2021 г.    Выпуск №    24 (773)